«Мягкая сила 2.0»: удастся ли Примакову вывести из анабиоза работу с русскими и прорусскими силами за рубежом
-
rs.gov.ru
«Молодое Российское государство», по выражению экс-президента и экс-премьера Дмитрия Медведева, довольно долго взрослеет. Например, федеральное агентство Россотрудничество, которое по идее создавалось как «мягкая сила» России вне её пределов, только спустя 12 лет получило руководителя, сумевшего при
«Молодое Российское государство», по выражению экс-президента и экс-премьера Дмитрия Медведева, довольно долго взрослеет. Например, федеральное агентство Россотрудничество, которое по идее создавалось как «мягкая сила» России вне её пределов, только спустя 12 лет получило руководителя, сумевшего признать провальность прежней стратегии работы исключительно с элитами и игнорирования гражданского общества. Однако одно дело сказать это и совсем другое — суметь в реальности изменить подход и, самое главное, впоследствии добиться успеха.
От него жестокостей ждали, а он в Лондон хотел
«Я вот помню консула РФ в Одессе Грачёва (Александр Грачёв. — Прим. ред.), который за много лет так и не усвоил, кто из городских политиков с какой стороны. Он любил пить водочку, глядя с балкона шикарного ресторана в сторону загорающих туристов, и рассказывать про свою работу в Лондоне, как он ждёт возможности туда вернуться. Когда же наступало время писать отчёт о своей деятельности, он просил: «Игорь, сориентируй, чтобы я ничего не напутал». Тогда я ещё был большим романтиком, а хохлы считали Грачёва серым кардиналом пророссийского движения Одессы, думали, мы у него деньги получаем».
Это воспоминания одесского журналиста, экс-депутата местного облсовета, создателя телеканала АТВ, после известных событий 2014 года вынужденного перебраться в Россию, а ныне российского бизнесмена и военкора, изъездившего практически весь Ближний Восток, Игоря Димитриева для его телеграм-канала «Русский ориенталист». Воспоминания, спровоцировавшие бурное обсуждение в медиапространстве как невнятной политики российских посольств на постсоветском пространстве, так и маловразумительной организации под названием Россотрудничество, на что последнее пыталось огрызаться и даже умничать, но у него ожидаемо не получалось и только спровоцировало новые едкие сообщения от авторов других телеграм-каналов.
«Помню тотальный провал российской политики в соседней Молдове, — продолжал Димитриев. — Как румынские спецслужбы контролировали местных силовиков. Как популярные у молдаван федеральные (российские. — Прим. ред.) каналы отдали на откуп местным олигархам — и они врезали туда выпуски антироссийских новостей. Вот сразу после Пугачёвой шёл разнос имперской политики Москвы и сюжет про то, что именно русские споили молдаван. Местный историк в интервью говорил, что русские изобрели гранёный двухсотграммовый стакан и заменили им традиционный румынский стограммовый — так и споили. И сразу за новостями опять Пугачева. А как же реагировал на это посол? Он организовал кружок татарских танцев. Серьёзно! Посол был татарином, и единственное, на что его хватало в плане продвижения Русского мира, — это татарская хореография. Всего остального он очень сторонился. Видимо, тоже, как и одесский консул, боялся, что в Лондон не вернут…
А помните «отличного» посла РФ в Белоруссии Александра Сурикова, который поддержал арест пророссийских журналистов в Минске, потому что они были недостаточно патриотично настроены к Белоруссии. А сам Суриков был патриот, так как участвовал в бизнес-схеме с Минским тракторным. Как и посол на Украине (Михаил. — Прим. ред.) Зурабов, прекрасно находивший общий язык с Петром Порошенко.
Ещё про посольство в Ливии, переехавшее в Тунис, бойцы могут рассказать. Как им приходилось разыскивать консула по всему Тунису, чтобы решить элементарные вопросы, а он от них «морозился», чтобы не запятнать себя общением с русскими боевиками».
Ну и в качестве своего рода резюме, хотя тему после этого не закрыли, — отнюдь, обсуждение российских дипломатических «достижений» разгорелось с новой силой:
«В настоящее время Россотрудничество представлено в 81 стране мира 98 представительствами: 74 российских центра науки и культуры в 62 странах, 24 представителя агентства в составе посольств в 22 странах. И как именно они это делают? Нашёл там интересные пункты: Российский культурный центр в Сингапуре участвует в виртуальном конкурсе «Русская речь», Российский центр науки и культуры в Замбии проводит акцию «Бессмертный полк», центр в Македонии проводит конкурс «Морское наследие России» (внимание на карту: ищем море в Македонии!). Это из числа тех, кому хватило глупости выложить отчёты на сайте. Остальные десятки пустых и бессмысленных контор из стран Латинской Америки, Азии, Африки (и очень редко там, где действительно ждут гуманитарного сотрудничества с русскими типа Сербии) предусмотрительно не отсвечивают. Потому что единственная их задача — это трудоустройство нового поколения потомственных дипломатов. Очень было бы интересно узнать, во сколько обходится это развлечение московских мажоров».
Слова, которых долго ждали
И узнать это, думаем, было бы интересно не только Димитриеву, равно как и понять, почему так вышло, что, пока Запад целенаправленно, из года в год пестовал и лелеял на той же Украине русофобскую заразу через молодёжные лагеря, в том числе зарубежные, учебные пособия для вузов, «культурные программы», гранты, Россия продолжала тупо играть в игру «дадим денег Януковичу» (Виктор Янукович, экс-президент Украины. — Прим. ред.). И не только на Украине так. В Казахстане, например, переименовали Семипалатинск в Семей, а также ряд других русских исторических городов и районов, подаренных республике большевиками, на тюркский лад, а Москва дала стране дешёвый газ и орден Нурсултану Назарбаеву. В Латвии уничтожили все русские вузы и школы, сфабриковали дела против лидеров русской общины, а «Газпром Экспорт» стал спонсором рижского «Динамо», и российские богатеи продолжили скупать виллы на Рижском взморье. В Узбекистане снесли православный храм, построенный по проекту Алексея Бенуа, демонтировали памятники героям Великой Отечественной войны, запретили само понятие «Великая Отечественная война» и шествие «Бессмертного полка», дискриминируют русских при устройстве на работу, а Россия списывает стране 865 млн долларов долга. При этом ни одно из вышеупомянутых «братских» государств не признало Крым российским.
Впрочем, что тут понимать, если после того, как была бездарно проиграна вся Украина, включая и русский Юго-Запад, несостоявшуюся Новороссию, профессиональный мастер выражать озабоченность глава российского МИДа Сергей Лавров выдал в мир бессмертную фразу: «Мы должны были тоже платить политологам, чтобы они какие-то сайты вели?»
Да, медленно растёт «молодое Российское государство», оставившее Русь, Российскую империю и СССР за бортом за ненадобностью. И вроде уже преодолело период подросткового возраста, а вот всё никак не повзрослеет, не поймёт, какая геополитическая реальность его окружает и как следует действовать в ней.
Впрочем, нет, на не по годам юном лице, пусть с опозданием, но, кажется, уже начали пробиваться усы. И новый глава Россотрудничества Евгений Примаков в ходе недавней онлайн-конференции в МИА «Россия сегодня» сказал следующее: «Если мы будем строить работу на общении исключительно с властью, лидерами, госструктурами, не обращая внимания на гражданское общество, мы каждый раз очень сильно будем зависеть от того, кто эту власть в конкретный момент возглавит. Такая ситуация ненадёжна. Можем вспомнить, как давали кредиты и скидки на газ бывшему руководству Украины, а потом что-то произошло на Украине. Поэтому одно из основных направлений — установление рабочих, функциональных и дружелюбных горизонтальных связей с неправительственным сектором. На любой платформе. Поддержка соотечественников, правозащитников, экология, культурные проекты. Мы не фонд Сороса, у нас нет возможности сорить деньгами, тратить их на гранты. Но организационно — площадками, информационной поддержкой — мы готовы…
Нам нужно помогать сохранить свою идентичность. Что это значит? Это значит, они должны понимать и помнить, где Родина-мать, откуда они и где какие связи у них есть. Это и наши ожидания от них, и то, что можем мы им дать стажировками, курсами, обучением, работой с сообществами, с организациями и так далее.
Вторая история — это, извините за прямоту, базовая политическая лояльность. Давайте поставим этот вопрос чётко и прямо. Всё равно, за кого они голосуют, Россия — демократическая страна, они могут голосовать за красных, за зелёных, за кого угодно. Но они не должны поддерживать «танки «Абрамс» на Тверской.
… Где-то по политическим причинам закрывают школу — мы должны вмешиваться, где-то по политическим, а не по финансовым причинам закрывают газету — мы должны вмешиваться, где-то арестовали журналиста — мы должны вмешиваться и активно участвовать в этом адвокатами, медийной поддержкой. Это органичная наша обязанность».
Прямо не верится…. Признали, что десятилетиями на той же Украине занимались чем угодно, но не защитой прав русских и национальными интересами России. Признали и готовы сделать работу над ошибками. Готовы двигаться вперёд.
Если только за словами последуют дела
Получится ли задуманное у Евгения Примакова, которому придётся построить всех эти пригретых и осевших в различных странах мгимошных отпрысков с их убийственным креативом? Я попросил прокомментировать ситуацию представителей тех самых русских диаспор, на которых в своё время официальная Москва плевать хотела, и потому они прошли через аресты, тюрьмы и суды.
Например, одного из троих вышеупомянутых пророссийских журналистов, которые писали, как президент Александр Лукашенко дерусифицирует Белоруссию и подтирает историю на литвинский лад: переименовывает русские топонимы, борется с неформальными пророссийскими организациями, дает «зелёную улицу» местным националистам, а в учебниках прославляют польских мятежников и заявляют о том, что из-за чужой «русско-французской войны», развернувшейся на его территории, белорусский народ страдал. За это трое русских публицистов Белоруссии были арестованы, 14 месяцев провели за решёткой, а затем их приговорили к пяти годам за разжигание с отсрочкой приговора, которая, кстати, заканчивается в ближайшее время.
«Россотрудничество впервые за многие годы выступило с реально хорошими, конструктивными предложениями, которые можно только приветствовать, — считает один из этой тройки, лауреат премии Олеся Бузины, белорусский политолог, экономист, журналист и общественный деятель Сергей Шиптенко. — Евгений Примаков 17 ноября озвучил идеи, которые проговаривались русскими людьми за пределами России более четверти века. Теперь самое время перейти от слов к делу, поддержать озвученные главой Россотрудничества инициативы. Применительно к Белоруссии, где организации российских соотечественников влачат жалкое существование и где нет ни одной правозащитной организации, готовой защищать законные права и интересы русских людей, где множество других серьёзных проблем, поставленные господином Примаковым задачи являются крайне важными. Их придётся решать с чистого листа, фактически выстраивая такую же инфраструктуру, которая с конца прошлого века выстроена западными «друзьями и партнёрами» официального Минска».
Похожее мнение высказал и один из ярких представителей русской общины Латвии, в жизни которого была и депортация в лапы латышского правосудия из мачехи-России, и суд, который ему всё-таки удалось выиграть, председатель общества «Родной язык», публицист Владимир Линдерман. «Это заявление Примакова можно, конечно, только приветствовать, — считает общественник. — Действительно, политика на постсоветском пространстве по установлению связей исключительно с власть имущими провалилась, я даже не знаю такой республики, где она бы не провалилась. С другой стороны, разного рода ожиданий и обещаний было достаточно много, что позволяет относиться к заявлениям нового главы Россотрудничества с известной долей скепсиса. Я много раз писал о направлении российской «мягкой силы». Вот в Латвии поддерживают хоккейную команду — рижское «Динамо». И вроде миссионерская деятельность, но в чём смысл? Фанаты рижского «Динамо» такие же русофобствующие националисты, как и нефанаты. Результат же должен быть такой: латышская публика смотрит, что Россия поддерживает хоккейную команду, и благодарна России за это. Но сейчас никто не благодарен, смотрят на Россию только как на дойную корову. Это тонкая работа, которая должна приводить к изменению отношения к России. Хотелось бы, чтобы Примакову удалось здесь что-то изменить, и здесь нужные новые креативные идеи. Должны быть серьёзные специалисты, которые должны найти в каждой стране силы, на которые можно опереться. Это огромная работа, сейчас совершенно заброшенная».
И нелёгкая, и во многом неблагодарная. Но дорогу осилит идущий. Если он действительно намерен идти, а не просто говорить красиво. И вот это пока не ясно, это мы узнаем только в будущем, хочется надеяться, что в не далёком. А пока уже отрадно, что в дипломатических и околодипломатических сферах России появилось понимание, что платить политологам всё-таки нужно.
Алексей Топоров
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.