Максим Медоваров: «Формула Штайнмайера» — декорация Киева для вторичного завоевания Донбасса
Президент Зеленский на экстренном брифинге подтвердил, что Украина согласилась на так называемую «формулу Штайнмайера» для Донбасса. «Мы согласовываем текст формулы Штайнмайера. Она должна быть имплементирована в закон об «особом статусе», которого пока что нет», — сказал Зеленский. Ранее соо
Президент Зеленский на экстренном брифинге подтвердил, что Украина согласилась на так называемую «формулу Штайнмайера» для Донбасса. «Мы согласовываем текст формулы Штайнмайера. Она должна быть имплементирована в закон об «особом статусе», которого пока что нет», — сказал Зеленский. Ранее сообщалось, что письмо бывшего президента Украины и председателя украинской делегации в ТКГ Кучмы, адресованное представителю ОБСЕ Мартину Сайдику, содержит якобы согласованный текст «формулы Штайнмайера».
Напомним, «формула Штайнмайера», получившая свое название от имени ее создателя — экс-министра иностранных дел, ныне президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, сводится к очередности выполнения вторых минских соглашений. В частности, согласно формуле предполагается, что «закон» об особом статусе Донбасса начинает действовать только при условиях, что в регионе пройдут местные выборы по закону Украины, а ОБСЕ подтвердит об их соответствии международным стандартам.
Почему Киев пошел на согласование «формулы Штайнмайера», и что может означать это для Донбасса, рассказал для ИА «Новороссия» кандидат исторических наук Максим Медоваров.
«Начнем с того, что Кучма, как представитель Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) только лишь письменно уведомил представителя ОБСЕ Мартина Сайдика о том, что Украину устраивают формулировки текста «формулы Штайнмайера», согласованные советниками глав государств «нормандского формата» в Минске 1 сентября 2019 года. Это же сделали и другие участники: представители Народных Республики, а также представитель Российской Федерации Борис Грызлов и посредник от ОБСЕ. То есть, каждая из сторон в ТКГ прислала свой, согласованный со всеми сторонами текст на имя Сайдика.
Это письменное уведомление Кучмы, на самом деле, ничего не значит и никакой ответственности не несет, что мы и наблюдали все предыдущие годы. То есть, как он подписал, так и можно отменить, и точно также можно сказать, что Киев передумал или он тут ни при чем. Соответственно, с юридической стороны здесь ситуация не меняется», – сказал эксперт.
По его словам, «согласие» Киева носит чисто декоративный характер, в том числе для западных партнеров.
«Безусловно, это симптом определенного изменения фактического настроя. То есть президент Зеленский заинтересован, чтобы демонстрировать какие-то шаги в сторону якобы прекращения войны на Донбассе, в том числе перед лицом канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона.
Но такая показная «заинтересованность» Зеленского — это лишь демонстрация каких-то «политических» ходов. Это не есть что-то реальное. Потому что для реальных изменений, политических, экономических, социальных, должна быть проявлена воля к началу серьезных трансформационных процессов в Киеве. Такой воли за полгода своего президентства Зеленский не продемонстрировал. Повторюсь, речь идет только о каких-то декоративных шагах со стороны Зеленского.
К тому же, если бы так называемая «формула Штайнмайера» каким-то образом была бы реализована, по моему мнению, это ничего хорошого для Донбасса не принесло бы. Потому что, на самом деле, реализация этой формулы явилась бы способом некого хитроумно отложенного вторичного завоевания Донбасса Украиной. Другое дело, что ее исполнение в любом случае невозможно и практически неосуществимо, поскольку превращено опять-таки в декларативный момент», – добавил эксперт.
Он подчеркнул, что в Донбассе военный конфликт может быть заморожен по типу Нагорного Карабаха.
«По сути дела, мы получили еще один замороженный конфликт, который, на самом деле, может находиться в таком состоянии сколько угодно. Подобные замороженные конфликты с регулярными обстрелами известны на примере того же Нагорного Карабаха, где вот уже 25 лет ничего не меняется, при этом обстрелы идут практически каждый день.
Если что-то кардинально не изменить, то формат соглашения о прекращении огня от 1994 года по нагорно-карабахскому конфликту, который также называется минским – примерно тоже самое, что минский формат по Донбассу. И в Донбассе обстрелы могут продолжаться в течение 25-ти лет.
Европа понимает, что нереалистично ждать капитуляции одной из сторон. И она вынуждена смириться с замораживанием конфликта, поскольку горячая фаза войны для нее нежелательна.
По моему мнению, сейчас интенсивность конфликта в Донбассе по сравнению с временами Порошенко несколько спадет. Конечно же, это на руку и Путину, и Трампу, и Макрону, и Меркель. Зеленский это обеспечивает. Но «несколько» – это всего лишь «несколько», всего лишь разница в степени, а не в сущности.
Ходят слухи, что в принципе могут снять блокаду и упростить для гражданского населения пересечение линии разграничения сторон. На примере Приднестровья мы видим, что можно сделать фактически открытые, проницаемые границы для пересечения. Правда, для этого надо прекратить обстрелы, как в Молдавии. Там все же другая ситуация. Я не думаю, что здесь можно добиться молдавского сценария прекращения огня», – подытожил эксперт.