Легенды и мифы древней Украины
Недавнее присвоение указом Владимира Путина нескольким воинским соединениям российской армии исторических названий (в том числе и украинских городов), связанных с битвами Великой Отечественной войны, вызвало в Киеве определённое замешательство С одной стороны, воссоздание гвардейского Львовского, гв
«У украинцев ужасная черта — нетерпимость и желание добиться всего сразу; в этом отношении меня не удивит, если они решительно провалятся. Кто желает все сразу, тот в конце концов ничего не получает. Мне постоянно приходилось говорить им об этом, но это для них неприемлемо. Например, с языком: они считают, что русский язык необходимо совершенно вытеснить… Галичане интеллигентнее, но, к сожалению, их культура из-за исторических причин слишком разнится от нашей. Затем, среди них много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедания идеи ненависти к России… Для них неважно, что Украина без Великороссии задохнется, что её промышленность никогда не разовьется, что она будет всецело в руках иностранцев, что роль их Украины — быть населенной каким-то прозябающим селянством. Тут, кстати сказать, эта ненависть разжигается униатскими священниками».
Эти, написанные сотню лет назад, слова больше, нежели описание, — это предвидение.
Так или иначе, целая плеяда «национальных героев», исповедовавших бескомпромиссный национализм, оказалась скомпрометирована активным сотрудничеством с гитлеровцами, что до сих пор вызывает отвращение у любого приличного человека (не путать с Вятровичем).
Увы, нацистскому режиму и Скоропадский был не чужд, а потому поиски национальной исключительности регулярно устремляются вглубь веков, периодически обращая историческую науку в политическую беллетристику. Однако суть изысков по-любому остаётся прежней — любыми способами доказать своё первородство, исключительность и превосходство над соседями и согражданами.
Возьмём, например, пресловутую «Велесову книгу», которая — как и трипольцы — находится в основании мифа о древнейшей украинской цивилизации (шумерско-украинскую гипотезу мы всерьёз не рассматриваем — как появление крайней формы идиотизма).
Уже давным-давно экспертными оценками известнейших учёных Л.П. Жуковской, Б.А. Рыбакова, Ф.П. Филина, А.А. Зализняка и других определена очевидная фальсифицированность данного документа, что весьма патриотично описывает происхождение русичей от ариев. Исследователь данного опуса О.В. Творогов отмечал: «Если полагать, что создателями ВК [«Велесовой книги»] являются славяне, то язык памятника должен был отразить строй славянской речи. Наука смогла реконструировать грамматический строй общеславянского языка и других славянских языков на самых ранних стадиях их развития, и ни к одному из них чудовищный волапюк ВК не имеет ни малейшего отношения».
Известен даже автор мистификации — русский эмигрант Юрий Петрович Миролюбов, большой, кстати, патриот России, любыми способами стремившейся доказать западному читателю древнее величие славян-русичей. Однако к науке это сочинение отношения не имеет нигде, кроме Украины. «Велесова книга» заняла почётное место в средней и высшей украинской школе, а также в её политической мифологии. Бывший президент Виктор Ющенко провозглашал: «Мы — европейцы, мы в центре Европы, мы сердце Европы, мы диктовали демократию Европе… Когда Европа жила в пещерах, украинская нация, трипольцы, жили в белёных хатах. У них была «Велесова книга», и это великая мировая цивилизация». В общем, «шумер-камыш, деревья гнулись…»
В тех же политических целях в украинских учебниках тщательно обсасывается тема междоусобной борьбы древнерусских князей за Киев. Походы за княжеским престолом родного сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого (как и его сына Андрея Боголюбского) трактуются исключительно как захватнические походы «москалей» против «украинского народа» (а Москве тогда было без году неделя). И, разумеется, не говорится, что каждый из наследников Мономаха отстаивал своё право на великокняжеский титул в условиях феодального соперничества внутри единой династии. Похожих примеров можно приводить десятки.
Цель спекуляций очевидна, как и понятно действие пружин, приводящих в действие пропагандистские кампании — с излагающими идеологический заказ конъюнктурщиками, «экспертами»-грантоедами и политиками-«патриотами». В скором времени — через воздействие образовательных программ и прессу — новая реальность поставляется обществу для массового употребления как официально признанная, непреложная истина. И если с героизацией гитлеровцев многие люди не смирились, поскольку ещё живы свидетели злодеяний и их дети, то о временах далёких гражданам приходится судить исключительно по предлагаемым для общего пользования шаблонам. И будут с вами до хрипоты спорить любители беллетристики, теории заговора и инопланетных цивилизаций, что именно они правы — поскольку намедни читали на данную тему что-то весьма патриотическое, а до этого «всё врали москали».
На Украине массово взращён «Человек слеповерующий», верующий в нужный его создателям идеал. Кровавой мелочью, вроде гитлеровского прихвостня Шухевича, можно было бы даже на некоторое время и пожертвовать, потому что в долговременной стратегии идеологической борьбы эфемерные украинские трипольцы значительно важнее. Но, как видим, и Шухевичем никто жертвовать не собирается — потому что мы сами позволяем корежить нашу вчерашнюю историю, воспринимаем скрип шлифования за хихиканье.
Говорят: смеясь, человечество расстаётся со своим прошлым. Но когда прошлое ломится в дверь, вваливаясь с ночным обыском, или марширует по улицам факельными гитлеровскими колоннами, становится уже не до смеха.