Китайский секрет в кармане Байдена. Москва так не сможет – надо было ставить на русских
-
Фото: globallookpress.com/Rao Aimin
Почему Байден стремится улучшить отношения Америки с Китаем? Вопрос лежит не только в политической, но и в личной плоскости. История Поднебесной империи уходит в прошлое на тысячелетия – китайские дипломаты знают, за какие ниточки человеческих душ надо тянуть, чтобы добиться своего. Правители, которые ставят на первое место интересы своего народа, никогда не потерпят поражение.
Деньги крутят миром
Вашингтон серьёзно вовлечён в украинско-российский и палестино-израильский конфликты. Критики Байдена от Республиканской партии озабочены способностью США потянуть и третий конфликт, который в любой момент может разгореться на Тихом океане из-за стремления Пекина взять под контроль Тайвань.
Крушение прозападного Тайбэя станет поражением США в регионе – и полным триумфом Коммунистической партии Китая. Если это случится, Америка получит ещё больший национальный позор, чем от бегства из Афганистана. Вина будет возложена на Демократическую партию США, что может обеспечить Республиканской партии приход к власти на длительный период.
Снижение напряжения в отношениях с Китаем за счёт экономических поблажек и отказ Си Цзиньпина от форсирования "тайваньского вопроса" могли бы снизить накал критики в адрес Демпартии. Если Трамп победит на новых выборах, это даст повод обвинить его в ухудшении американо-китайских отношений. А Трамп обязательно дезавуирует большинство прокитайских инициатив Байдена, так как это в рамках его взглядов на экономику США. Однако, чтобы обвинить республиканцев в порче отношений с Пекином, эти отношения необходимо сначала улучшить, иначе все шаги Трампа будут выглядеть как последовательное продолжение сложившегося курса.
Мы неоднократно писали – семья Байдена коррумпирована Китаем. Наиболее подробно этот вопрос освещён в статье "Тайны клана Байдена: Коррупция на грани госизмены". Только по официальным данным американского комитета палаты представителей по надзору и подотчетности, родственники президента от демократов получили как минимум $ 10 млн от деловых партнеров из КНР. Байден лично и финансово заинтересован в улучшении дипломатических отношений с Китаем, но он не мог решить этот вопрос раньше из-за риска потерять свой пост, поэтому был вынужден продолжать политику жёсткого сдерживания Пекина, начатую прошлой администрацией. Сейчас же сложившаяся политическая конфигурация развязывает Байдену руки.
Дорога к миру длиной в тысячу ли
Речь о возобновлении сотрудничества в военной сфере, включая направление высоких технологий (прежде всего ИИ), имеющих двойное назначение. Именно санкции в области высоких технологий были наиболее перспективным рычагом воздействия Вашингтона на Пекин. Очевидно, что перенос сотрудничества в этой области в папку "взаимодействие по военным вопросам" поможет сделать взаимодействие менее заметным для общества, а то и вообще секретным. Собственно, на этом достаточно важном для Китая моменте практические итоги итогов недавней встречи Байдена и Си Цзиньпина заканчиваются.
Китай хотел бы добиться и официального снятия американских санкций и решения тайваньского вопроса. Как видится на основе анализа весьма аморфных заявлений сторон, речь может идти о повторении модели Гонконга, который был передан Пекину Лондоном, под гарантии получения им автономии – впоследствии постепенно отобранной у региона.
Также Си Цзиньпин подчеркнул, что хотел бы усиления сотрудничества в сфере культуры и туризма. Напомним, что китайские просветительские структуры, такие как "институт Конфуция", смогли создать мощную лоббистскую сеть по всему миру, действующую в интересах КНР.
Медиареакция на прошедшую встречу говорит о том, что Байден, скорее всего, сделает дальнейшие практические шаги по нормализации отношений с Пекином, чтобы покончить с обвинениями в том, что он разжигает финансово затратные войны на фоне угрозы крупного конфликта с Китаем, чем играет на руку главному сейчас врагу.
Зачем нужны диаспоры и лобби
Повторение китайского опыта Россией, увы, невозможно. У России нет перспективного кандидата в президенты США, который имел бы свой личный финансовый интерес в улучшении торгово-экономических отношений с Москвой. Нынешний уровень конфронтации Вашингтона и России не кажется нежелательным или рискованным американскому обществу. Всё, о чем там идёт дискуссия, – это сокращение (не прекращение) помощи Украине и нежелательность дальнейшей эскалации. Внутри Америки слишком мало сил, ведущих пророссийское влияние, которые можно было бы хоть как-то сопоставить с китайским влиянием на ключевых деятелей Вашингтона.
Либералы несколько десятилетий твердили нам, что невмешательство во внутренние дела США и стран в американской сфере интересов – это гарантия того, что Вашингтон не будет враждебно относиться к России. Похоже, в этой парадигме выстроена и политика российского МИД – ни во что не вмешиваемся, ничего не давим, везде у нас сплошные "партнеры" в этом мире, интересы которых нельзя задевать никоим образом.
В реальности, однако, налицо обратная картина. В Америке полно успешных этнических лобби – от армянского до украинского, чья деятельность и близко не воспринимается как "вмешательство во внутренние дела". Но нет ощутимого русского этнического или "российского гражданского" лобби. Хотя и были новости об отдельных адвокатах, зарегистрированных в США в качестве иностранных агентов, для отстаивания интересов отдельных представителей крупного российского капитала – всё это капля в море.
Именно своё этническое диаспоральное лобби в другой стране – наиболее удобный механизм влияния на неё извне. Та точка опоры, с помощью которой можно перевернуть отношения в нужную сторону. Россия по разным причинам не имеет своего лобби ни в одной крупной сверхдержаве мира. Не в последнюю очередь потому, что для нынешней российской власти "свои" – это очень узкий слой олигархата, вывозящего за рубеж свои активы, виллы, жен, детей и любовниц. Русские диаспоры, к сожалению, для Москвы никогда "своими" не были.
Вот и получается, что для оправдания антироссийской политики в Вашингтоне пришлось выдумать историю с мифическим российским вмешательством в выборы американского президента 2017 года. При этом каких-либо реальных рычагов противодействия этой лжи, будь то сеть СМИ, НКО или прикормленных американских чиновников – у Москвы просто не оказалось.
Вот такая парадоксальная ситуация! Чем сильнее своя диаспора в другой стране, тем больше влияние на ее истеблишмент, тем больше возможностей избежать с ней конфликта. Такие инструменты должны создаваться заранее, очень плавно и мягко – любое излишнее форсирование в этом вопросе может привести к обратному эффекту. На это нужны долгие десятилетия, если не века.