Игорь Димитриев: Идлиб для Турции — как Донбасс для России

Автор: Редакция Новоросинформ

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приедет в Москву с однодневным визитом 5 марта. Он встретится с российским коллегой Владимиром Путиным для обсуждения ситуации в Идлибе. Об этом сообщает администрация турецкого президента. На повестке переговоров — выполнение сочинских договоренностей по Сирии

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приедет в Москву с однодневным визитом 5 марта. Он встретится с российским коллегой Владимиром Путиным для обсуждения ситуации в Идлибе. Об этом сообщает администрация турецкого президента. На повестке переговоров — выполнение сочинских договоренностей по Сирии.

Напомним, ситуация в сирийском Идлибе обострилась в январе, когда правительственная армия Сирии начала наступление в этом регионе. Позже, в ночь на 28 февраля турецкие военные начали наносить удары по позициям армии САР. в ответ на это в районе Джебель-аз-Завия сирийской армией был обстрелян турецкий конвой, в результате которого погибли 33 военнослужащих, еще 32 получили ранения.

Россия понимает цели Турции и ее намерения, однако мы ставим во главу угла ранее достигнутые договоренности. Об этом в беседе с ИА «Новороссия»  эксперт-востоковед, автор канала Telegram «Русский ориенталист» Игорь Димитриев.

«Для Турции Идлиб это что-то вроде Донбасса для России. Формально это не турецкая территория, она преимущественно населена арабами. Однако есть определенная историческая преемственность этой территории — она в свое время была частью Османской империи, населенной арабами-суннитами, как и большая часть Турции. В результате гражданской войны эта территория отделилась от основной части Сирии, в которой руководит алавитское меньшинство. Эта часть тяготела к Турции. Там закрепилась масса террористических группировок, которые использовали Идлиб как базу.

С одной стороны, мотивы Анкары понять можно. С другой стороны, они противоречат обязательствам России в регионе и необходимости сирийского руководства решить идлибскую проблему. Согласно астанинским договоренностям между Турцией, Ираном и Россией предполагалось, что Анкара берет на себя обязательства по зачистке Идлиба от радикальных элементов. Общеизвестно, что сирийская оппозиция, которую часто называют «умеренной», на самом деле включает в себя много радикальных исламистских групп, занимающихся организацией терактов. Они же атаковали с территории Идлиба базу «Хмеймим» с помощью самодельных беспилотников.

Кроме того, через Идлиб проходят важные коммуникации: трасса М5, связывающая Дамаск, Хомс, Хаму со вторым по величине городом страны — Алеппо, который, в свою очередь трассой, М4 также связан с портом Латакией. Это место стратегическое, оно находится рядом с турецкой границей. Оттуда Турция оказывала поддержку. Россия и Турция после 2015 года находятся в договорных отношениях, когда был сбит российский самолет. С тех пор Москва и Анкара находя в состоянии постоянных консультаций. Кроме того, Путина и Эрдогана связывают определенные личные отношения. Многие говорят о том, что Путин выручил Эрдогана при попытке переворота в 2016 году, предупредив его и оказав силовую поддержку. Поэтому сложные и конфликтные вопросы всегда решались. Однако сейчас ситуация встала ребром: Идлиб будет либо сирийским, либо Турция закрепит там свое влияние — такой опыт у Анкары есть. В свое время она интегрировала одну из сирийских провинций — теперь она называется Хатай. Она находится рядом с Идлибом возле Средиземного моря», — высказал свое мнение собеседник ИА «Новороссия».

Возможно, Москва и Анкара уже заключили предварительные договоренности, — отмечает эксперт. Однако я не представляю, как эта ситуация может полностью разрешится — конфликт будет тлеть.

«Наверняка, психологически турецкое руководство сжились с мыслью, что северная Сирия — турецкая территория. Занятые в ходе прошлогодней операции курдские территории и Африн заполняются протурецкими вооруженными формирования из числа бывших граждан Сирии и интегрируются в экономическом плане в Турцию. Это создает напряженность в Сирии. В последние месяцы сирийцы решились пойти в наступление в провинции Идлиб, что вызвало вовлечение и Турции, и России. Ситуация максимально накалилась, привела к жертвам среди сирийских и турецких военных. Теперь эта ситуация возможно будет разрешаться на встрече Путина и Эрдогана в Москве 5 марта. Несмотря на воинственные заявления двух стран, ходят слухи, что они уже пришли к соглашению. Турция и Россия, несмотря на хорошие отношения лидеров и в целом сложившуюся практику «игры в поддавки», находятся по разные стороны баррикад — и в сирийском конфликте, и в целом на Ближнем Востоке. Рано или поздно эти отношения перерастают в конфликт.

Ситуацию в Идлибе можно и заморозить, однако это не решит конфликт, а лишь отсрочит его на неопределенный срок. Рано или поздно он опять вспыхнет. Признать власть Турции или ее влияние в регионе нельзя — на это не пойдет сирийское руководство. Хотя, с другой стороны, пару лет назад был странный расчет позволить туркам зайти в зону, подконтрольную курдам, вместо того, чтобы договориться с курдами. Это был вполне реальный вариант. Курдам достаточно было дать культурную автономию и еще некоторые полномочия. Однако на это никто не пошёл. Курды легли под американцев. Теперь у турок сложно забрать то, на что они положили глаз и руку. На данный момент в Сирии остаются не только турки, курды, но и американские военные базы и экономические интересы. Как быть в этой ситуации? Как отобранные территории Сирии в теории можно вернуть — я не представляю.

Вообще, весь Ближний Восток, который был нарезан после развала Османской империи колониальными державами по общепроизвольному принципу, который больше объяснялся их нефтегазовыми интересами. Давно уже назрел новый передел Ближнего Востока, который больше соответствует этноконфессиональным и культурным границам», — резюмировал Игорь Димитриев.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров