Главный фактор победы: о продовольственном обеспечении бойцов ДНР
-
Фото: globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda
То, что бойцы, защищающие свободу народных республик Донбасса, не должны думать, где добыть хлеб насущный, – непреложная истина. Однако реализация ее, иначе говоря, степень налаженности продовольственного обеспечения подразделений, может быть весьма далека от реальности.
Основные условия боеспособности армии
Известно, что государство должно заботиться о своих защитниках, создавая комфортные условия для военных. Это касается экипировки, питания, вопросов, связанных с льготами, оплатой, отсутствием дедовщины и военной этикой. Реализация этой многоступенчатой, обширной программы способствует укреплению обороноспособности, что является гарантией безопасности как государства, так и его граждан. Одним из наиболее значимых звеньев во взаимосвязанной цепочке условий занимает продовольственное обеспечение бойцов. Так как боеспособный боец – только сытый боец.
Насколько обеспечены бойцы ДНР всем необходимым в плане продовольствия, рассказали ИА "Новороссия" сами военнослужащие, волонтеры, посещающие воинские части, а также родные военных.
Как должно быть
По мнению дончанина Михаила Погребинского, сын которого воюет на фронтах республики, продовольственное снабжение во многом зависит от руководства отдельных частей: "где-то кормят хорошо, а где-то, как говорится, печаль печальная".
"Связь с сыном пока я имею, поэтому могу сказать, что сейчас наша армия еще далека от тех стандартов, которые были во времена моей службы, и еще дальше отстоит от того рациона, который полагался солдату в период Великой Отечественной войны. Вот тогда понимали, что регулярное питание в бою – один из главных факторов нашей победы".
Дончанин, в прошлом замполит, специально интересовался данной темой и рассказал, что в годы Великой Отечественной войны нормы питания для красноармейцев были определены специальным документом – Постановлением Госкомитета обороны от 12 сентября 1941 года. При этом опирались не столько на разнообразие рациона, сколько на его сбалансированность.
"Было только десять норм суточного довольствия в зависимости от того, где находился солдат, в бою или тылу, и в каком роде войск он служил. Для этого работал целый институт под названием "Академия тыла и снабжения". Я, когда почитал эти нормы питания, понял, что продуктовое довольствие красноармейцев, пехотинцев и артиллеристов, делало их самыми сытыми в СССР. Каждый продукт строго квотировался. Четко было указано, что на одного бойца приходится хлеба 800 граммов, в зимнее время – 900 граммов в день, полкило картофеля, мяса, в основном тушенки, – 150 граммов, примерно столько же рыбы, овощей граммов 300, круп. Указано было количество жиров – 50 граммов и сахара 35 граммов, а в зимнее время было положено нашим солдатам по 30 граммов соленого сала".
В итоге по калорийности рацион бойца сухопутных войск при СССР составлял 3450 килокалорий в сутки. Летчикам и подводникам, как более ценным военным кадрам, полагалось усиленное питание. Им выдавали сгущенку, творог, сметану, сыр, яйца и сухофрукты. А подводникам, учитывая нехватку кислорода на субмаринах, регулярно выдавались блюда с квашеной капустой, соленые огурцы и сырой лук.
Аналогичные продовольственные нормы имеются в современной армии народных республик Донбасса, однако, по мнению бойцов и волонтеров, обслуживающих армию, в разных подразделениях продовольственное снабжение сильно разнится.
Врач-волонтер Дмитрий П., недавно побывавший в освобожденном Херсонском крае, рассказал, что существенная разница в снабжении бойцов продуктовым набором сильно зависит от командиров.
"Снабжение, в том числе продовольственное и медицинское, очень сильно отличается в зависимости от подразделений. Причем это явно напрямую зависит от командиров. Есть подразделения, где в плане тылового обеспечения работа хорошо отлажена, то есть там есть все, что нужно. Ребята спят на новых матрацах, укрываются нормальными одеялами, спят либо на складных кроватях, либо на собранных из деревянных поддонов. То есть не на полу. И с формой у них все нормально: им стирают, отглаживают одежду, у них организовано нормальное трехразовое питание, причем, горячее – борщи, супы и каши, выдаются витамины. В общем, полный рацион, как должно быть. Сухие пайки в этих подразделениях используются исключительно в случаях перемещения подразделений".
Неудобные вопросы пока без ответа
Волонтер отметил, что наряду с благополучными в плане организации продовольственного и медицинского снабжения подразделениями имеются и другие.
"В этих частях ситуация кардинально противоположна. Я не совсем даже понимаю, в чем дело, ведь они (подразделения) не только находятся практически в одних условиях, но и "питаются" из одного источника. В этих частях бойцам приходится спать в малоприспособленных помещениях практически на полу. О постельном белье вообще говорить не приходится. Воду бойцы вынуждены набирать из открытых источников, колонок – где придется, в то время, как в других подразделениях привозят бутилированную. Хлеба почти нет. Хотя снабжение из одного и того же источника. Приходишь в такое подразделение, смотришь: такое ощущение, что это бомжатник какой-то", – добавил в сердцах волонтер.
Разнится также обеспеченность в подразделениях медпрепаратами, противошоковыми, обезболивающими, перевязочными пакетами, жгутами, бинтами и пр. В отношении их нехватки приходится рассчитывать только на помощь родных, которые не всегда имеют возможность передать препараты, и на волонтерскую поддержку.
Так, по словам жительницы Донецка Антонины К., ее семья специально связывалась с частью, где проходит службу ее брат, и передавала туда купленные противошоковые препараты.
"Передавали лекарства, кое-что их продуктов, броник (см. статью "Недостаточно броников – купите сами: дончане о наболевших проблемах в армии"). Хорошо еще, что хоть такую возможность имеем. Но, если честно, я не понимаю отношения ко многим нашим военным. Они наши защитники, и такое отношение к их снабжению, мягко говоря, угнетает. Мы же платим налоги. Только куда эти налоги идут - вот вопрос. Такое ощущение, что наши чиновники, от которых зависит снабжение армии, думают об этом, пока не почувствуют прочного кресла под собой".
То, что снабжение целиком и полностью зависит от руководства и его отношения к бойцам, подтверждают многие волонтеры, побывавшие на позициях.
"Все это снабжение зависит от начальства. Бывает, один и тот же полк, но разные батальоны, в одном - сколько угодно тех же меджгутов и индивидуальных перевязочных пакетов, бинтов, а в других - даже на медиков этого не хватает", – признался один из волонтеров, посещавших освобожденные от укронацистов территории Мариуполя.
По его словам, за все время волонтерства он видел только несколько образцовых подразделений, где к бойцам проявляют должную заботу.
"За все время, сколько я езжу по частям, я видел только одно образцово-показательное подразделение под Херсоном, и еще второе дислоцируется в Николаевской области", – подчеркнул волонтер.
Он также отметил, что, несмотря на проблемы с тыловым бытом, взаимоотношения между бойцами и офицерами везде нормальные.
"Я служил в последние годы СССР, перед самым распадом, у нас была тогда дедовщина, а сейчас этого нет. Брат у меня служит во внутренних войсках республики, и там этого позорного явления тоже нет. Офицеры хорошо относятся к солдатам, даже несмотря на неувязки с бытом", – добавил волонтер.
С опорой на советский опыт
О проблемах с продовольственным обеспечением и лекарствами рассказали еще несколько бойцов, участвовавших в освобождении Мариуполя и получивших там ранения.
По их словам, первоначально были проблемы с медикаментами, не хватало перевязочных средств. Выходили из сложного положения с помощью родных и волонтеров, потом ситуация несколько стабилизировалась.
"Когда начался Мариуполь, пришлось сутками нашим ребятам находиться в заброшенных домах, полях, наблюдать за местностью. Время тогда было еще холодное, и, понятное дело, многие простужались. А таблеток не было, хорошо, некоторым высылали родственники. Но все равно было мало антишоковых препаратов на случай ранения. Были только просроченные резиновые жгуты… У меня, помню, жгут такой взял, да и порвался сразу в трех местах", – рассказал бывший боец Народной милиции ДНР Сергей К., освобождавший Мариуполь.
Мужчина также подтвердил, что продовольственное снабжение внутренних войск ДНР было нормальным, чего нельзя сказать о других подразделениях.
"Я, когда лежал в госпитале, часто слышал жалобы от наших бойцов об отсутствии хлеба, иногда по несколько суток. В этом случае приходилось самим искать себе еду. Что находили, то и ели. Помню, зашли в один дом, нашли там только горох, сварили, съели… Так и обходились. Я, когда в больничке переговорил с российскими военными, так призадумался. У них по факту обеспечение продуктами много лучше и калорий больше…" – добавил он.
Сейчас российские военнослужащие, согласно статистике, ежедневно получают пищу на 4400 калорий больше, чем в армии США. Причем, благодаря усиленному питанию в российской армии поправляют вес даже те, кто имеет его недобор.
Невольно вспоминается длинный список из продовольственного обеспечения, который выдавали красноармейцам в советское время. Во времена Сталина, как видно, хорошо понимали, что регулярное питание в бою – один из факторов победы. Тогда как голодный боец теряет силы и боевой дух, сытый – непобедимый воин. Хорошо, если бы этот принцип лег в основу снабжения республиканской армии ДНР – и не выборочно, а для всех одинаково.
Автор: Наталья Залевская
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
НМ ДНР заявила об отражении попытки прорыва ВСУ возле НовгородскогоСоюзные войска отбили атаку ВСУ под Угледаром — УНМ ДНР