Европа готовится к дальнобойным ударам по России. Запад возрождает класс вооружений, исчезнувший в 1980-х

  • Европа готовится к дальнобойным ударам по России. Запад возрождает класс вооружений, исчезнувший в 1980-х
    Коллаж Novorosinform
Автор: Отдел информации Новороссии

Европа решила "перетряхнуть чуланы". Договоры о сдерживании распространения ядерного оружия почти не актуальны.

Европа продолжает грезить о том, чтобы покончить с Россией. В русле исполнения этих мечтаний в стратегические военные планы заложено возрождение оружия, работать над которым Запад прекратил ещё в прошлом веке. Но, как выяснилось, именно оно ему и нужно.

Отставание от ВПК России ЕС намерен навёрстывать быстрыми темпами. Кто и что будет производить, указано в докладе Международного института стратегических исследований (IISS) со штаб-квартирой в Лондоне.

Идеей Deep Precision Strike (DPS) – "дальнего высокоточного удара" вдохновилось несколько государств. Все они входят в так называемую инициативу European Long-Range Strike Approach (ELSA), объединяющую Францию, ФРГ, Британию, Польшу, Италию и Швецию. Как пишут эксперты, то, что несколько лет назад назвали бы пустыми фантазиями, превратилось в амбициозные планы.

Ненависть к России объединила тех, кто в исторической ретроспективе всегда выступал в качестве противников. В докладе указано, что едва ли не впервые в европейской истории Франция и Германия выступили не как соперники, а как соинвесторы в общий стратегический проект. Британия забыла про Brexit, а Польша, ранее вообще не имевшая собственной ракетной промышленности (средней дальности), стала одним из главных лоббистов увеличения дальности до 2-3 тыс. км.

Европа возрождает класс вооружений, который считался исчезнувшим с 1980-х, и этот процесс необратим.

Спохватились и побежали

Краткий обзор показывает, что стартовые позиции стран, входящих в ELSA, очень различаются. Например, Франция имеет и ядерное оружие, и не до конца убитую промышленность, и научно-технический потенциал. Поэтому DPS для них не только как средство блокирования ПВО и уничтожения высокоценных целей противника, но и компонент стратегического давления, дополняющий её ядерное сдерживание.

Им интересны разработки и модернизация такого вооружения, как баллистическая ракета MBT с дальностью действия более 2 тыс. км, гиперзвуковая платформа V-MaX 2, новые ракеты Stratus, которые должны заменить Storm Shadow.

Гиперзвук интересен и Англии, но пока потенциала хватает только на проекты Nightfall (баллистическая ракета 600+ км), Brakestop (крылатая ракета). В то же время, британцы поменяли военную доктрину, переведя инициативу нанесения дальних ударов из юрисдикции ВВС в сферу ответственности армии.

Третья страна, претендующая на лидерство – Швеция. У неё одна из сильнейших ракетных отраслей Европы. Уже в 1968-1970-х годах она была близка к созданию собственной ракеты средней дальности (500 км) RB330. Сейчас активно работает над ракетами RBS15 (Mk3, Mk4 Gungnir) и является соразработчиком немецко-шведской ракеты Taurus.

Германия, в связи с трудностями в экономике, техническую базу почти потеряла. При этом немецкие политики громче всех кричат об ударах по Москве и мечтают о создании оружия, способного бить по глубоким русским тылам. Но пока они вынуждены оружие покупать, например Tomahawk у США. Одновременно ФРГ участвует в европейских разработках, совместном с Норвегией проекте 3SM Tyrfing и ведёт собственную программу (JFS-M).

Польша закупает всё, что только можно: сотни JASSM-ER, ATACMS, корейские CTM-290 и HIMARS/Chunmoo, занимается созданием новых дальнобойных дронов (Warmate-50) и крылатых ракет (Lanca). Её роль особая. Из Польши, фактически, делают плацдарм для ведения огневой дуэли с Россией. По сути, это вторая прокси-площадка для развёртывания военных действий НАТО против России.

Марафон в 20 лет

В докладе указано, что несмотря на амбиции, у Европы не хватает не только производственных ресурсов и научно-технических резервов. Суть в том, что просто делать ракеты какой угодно дальности мало. Нужна полноценная система оперативной и стратегической разведки, группы спутников, системы распределения целей и многое другое. Но это ещё миллиарды и миллиарды евро, которых в бюджетах нет.

Помощь могли бы оказать США, но с учётом нынешних отношений она под большим вопросом. Или же за неё придётся дорого заплатить.

В целом вектор на стратегическую конфронтацию с Россией в перспективе 10-20 лет виден отчётливо. По мнению Елены Паниной, директора Института международных политических и экономических стратегий – РУССТРАТ, не стоит надеяться, что у Европы не хватит финансирования и мозгов. Здесь нужно чётко рассчитать силы:

Это не спринт, где нужно вырваться вперёд в нужный момент. Это марафон, где мы должны рассчитывать только на собственные силы, тогда как соперники могут работать коллективно. Без развития технологий, выправления экономической базы и оттачивания системы управления до максимума победить в этой гонке будет трудно.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров