Борис Межуев: Украина сохранит лимитрофное положение
Вне зависимости от результата выборов на Украине, государство сохранит свое лимитрофное положение и из этого стоит исходить новому президенту страны, если он намерен приложить усилия для сохранения территориального единства Украины. Об этом в беседе с корреспондентом ИА «Новороссия» заявил российск
Вне зависимости от результата выборов на Украине, государство сохранит свое лимитрофное положение и из этого стоит исходить новому президенту страны, если он намерен приложить усилия для сохранения территориального единства Украины. Об этом в беседе с корреспондентом ИА «Новороссия» заявил российский философ, политолог и журналист Борис Межуев.
«Есть все основания считать, что, безусловно, лимитрофное состояние Украины сохранится. Главным фактором здесь конечно является проблема, которая возникла в связи с Православной церковью. Хочу отметить, что, несмотря на огромнейшее давление на православных священников, в раскольническую церковь ушли очень немногие. Православный мир Украины сохранил связь с Русской Православной церковью и не вышел из подчинения Московскому патриархату. Кроме того, выборы, которые сейчас проходят на Украине, также показали, что в стране нет единой, подавляющей точки зрения.
Я не знаю, в чем именно здесь причина, может быть экономическая, моральная, геополитическая, культурная, геокультурная, но то, что лимитрофное положение Украины сохраняется даже субъективно (объективно — это очевидно) — это факт. Ментально нет однозначного выбора, который есть, например, у тех, кто ушел в униатство, или в католицизм, для тех, кто присягнул на верность североатлантической цивилизации и ничего другого кроме нее не мыслит. То есть, для огромного числа населения, традиционно связанного с православием, такого выбора окончательного еще нет.
Я думаю, что положение это сохранится и из этого нужно исходить будущему руководителю Украины (я так предполагаю, что это будет уже другой человек – Зеленский). Если вдруг Порошенко победит — это будет просто взрыв, майдан. Троекратный отрыв, который сейчас фиксируют социологи, никак не может за два дня быть изменен в лучшую для него сторону. Поэтому, мне кажется, что с полной очевидность можно говорить, что после этого воскресенья на Украине будет другой президент.
Новому президенту нужно принимать во внимание, что Украина, несмотря на потерю Крыма, несмотря на отделение Донбасса де-факто, продолжает оставаться фрагментированным, лимитрофным государством — государством с неопределенным выбором. Элита, ориентированная на евроатлантику, и элита самой евроатлантики, конечно, пытается этому помешать, но я думаю, что для этого у них нет объективных механизмов.
История с церковью показывает, что даже грубое насилие, которое было осуществлено над чувствами верующих, в общем не оказала позитивного для этих элит воздействия.
Что в этой ситуации делать России? России важно с самого начала определиться с позицией в цивилизационном реализме. Во-первых, надо перестать всех обвинять, надо менять пропаганду, прекратить морализировать по этому поводу и обвинять людей за то, что они сделали выбор в пользу евроатлантики. Это уже немного становится навязчивым. Часть Украины сделала выбор в пользу России, часть — в пользу Европы. Либо Украина раскалывается на две части, при этом не только Крым и Донбасс, а может быть раскол пойдет дальше, либо люди, желая сохранить территориальную целостность, научатся жить в едином государстве, осознавая вечное лимитрофное положение. Ясно, что третьего варианта никто не хочет.
Поэтому, мне кажется, нам надо понять, как можно научиться жить с этой промежуточной Украиной, понимая, что все равно мы будем бороться за нее, за ее душу, стремиться привлечь к себе, надеясь, что наша мягкая сила будет хорошо работать. Кроме того, надеяться не только на экономические механизмы, но и на культурные, политические. Тем не менее, мы должны понимать, что нельзя ожидать того, что вся Украина станет пророссийской, также, как нельзя ожидать того, что она вся станет проевропейской. Это очевидно, что ни то, ни другое невозможно. Украина все равно будет расколотым государством, воплощением лимитрофной расколотости.
Необходимо серьезное переориентированное мягкой силы. Так, чтобы не потерять безусловно русский вектор, не поддаться желанию уничтожить все русское во имя лояльного местного начальства (украинского), но и понимать, что полностью русской Украина не станет. Она не превратится полностью в Малороссию, комплиментарную нам, эпохи Богдана Хмельницкого. Уже, к сожалению Малороссии не будет, будет Украина с ненавидящей нас Галичиной, Волынью, с огромным количеством ненавидящих нас по каким-то националистическим безумным причинам или по либеральным, евроатлантическим причинам. Поэтому, необходимо искать какие-то точки соприкосновения, чтобы такой трагедии, как произошла в 2014 году, больше не случилось».