Богатыри – не мы? 80 лет спустя после казни "Молодой гвардии"

  • Богатыри – не мы? 80 лет спустя после казни Молодой гвардии
    Фото: globallookpress.com/Alexander Rekun
Автор: Редакция Новоросинформ

Ровно 80 лет назад, 9 февраля, в русском городе Краснодоне завершилась серия казней патриотов из группы "Молодая гвардия". Сергей Кузнецов напоминает о событиях тех дней и проводит неочевидные параллели с современностью.

История, которую в советское время знал каждый школьник, сейчас подёрнута патиной даже для тех самых школьников – и совершенно неизвестна поколению моложе. В России начали воспитывать человека-потребителя, и совершенно не в интересах новой "демократической" власти было показывать молодёжи пример героизма и самоотверженности её сверстников.

Но мы помним, как это было.

Из искры возгорелось пламя

20 июля 1942 года в город Краснодон Ворошиловградской области Украинской ССР (ныне – Луганской Народной Республики в составе России) вошли нацисты. Но очень скоро им стало там неуютно: появились антифашистские листовки, начались диверсии – в общем, оккупационным властям приходилось держаться настороже.

Первым начал щекотать оккупантам нервы – а это смертельно опасная игра – 16-летний Сергей Тюленин. Начал он с листовок, а потом поджёг баню, в которой должна была разместиться часть немецкого гарнизона. Также Сергей начал собирать арсенал и потихоньку искать единомышленников – столь же отважных и безумных, как он сам. К концу сентября появилось и название – "Молодая гвардия". Конечно, с "Гвардией" взаимодействовали и взрослые (оставшиеся партийцы, группа отставших солдат, которые сами были немногим старше подростков), но основная деятельность лежала именно на плечах местной молодёжи еще непризывного возраста (по 15-17 лет) – в комсомол многие из них вступали, уже имея за плечами диверсии против гитлеровцев.

В число лидеров группы, помимо Тюленина, вошли Олег Кошевой, Иван Туркенич, Виктор Третьякевич, Ульяна Громова, Любовь Шевцова и другие.

Горячий приём для врага

Подробности деятельности молодогвардейцев вы можете прочитать в тысячах источников. Мы перечислим лишь наиболее значимые достижения молодогвардейцев за три месяца активной деятельности группы, в которой к моменту разгрома насчитывалось более 70 человек:

  • Расклеено и разбросано более пяти тысяч листовок.
  • Подняты Красные флаги на самых высоких зданиях города в годовщину революции 7 октября.
  • Сожжена немецкая "биржа труда" на День советской конституции 5 декабря – спасли от вывоза две с половиной тысячи человек, главным образом, опять же, из молодёжи.
  • Совершены успешные нападения на одиночно следовавшие немецкие автомобили – лишили гитлеровцев и тёплого обмундирования, и – смех сквозь слёзы – рождественских подарков.
  • Похищен имперский немецкий флаг перед рождественскими мероприятиями.
  • Создан внушительный арсенал для вооружённого выступления в поддержку советских войск – десятки автоматов и винтовок, около 15 тысяч патронов, 300 гранат, 65 килограммов взрывчатки.

Конформист опаснее фашиста

А потом ребят сдали. Всю организацию – и комсомольцев, и коммунистов. Уцелели лишь 13 человек, успевшие покинуть Краснодон до начала массовых арестов. Неизвестно, кто дал первый сигнал – но полностью выдать всю организацию мог только человек изнутри.

Классический способ организации подпольных групп "пятёрками", где каждый знает только своего руководителя и 4-5 человек своего "куста", в маленьком Краснодоне сработать не мог. Все знакомы, все свои, все понимали, кто чем занимается. Понимали, но до времени не сдавали. Однако к концу 1942 года немцы уже намучились от партизан, поэтому действовали решительно: усилили репрессии против мирного населения Краснодона и окрестностей в расчёте, что кто-то проговорится о деятельности подпольной группы. Так оно и получилось.

Да, про такие вещи не принято писать, но акции молодогвардейцев, безусловно, раздражали многих "мирных жителей". Конечно, и комфортнее, и безопаснее подчиняться любой власти, выполнять все её несложные просьбы – например, сообщать о местах проживания коммунистов, евреев, семей партизан и так далее. Не все рождены героями. Судя по всему, кто-то "стукнул" на одного-двух молодых ребят, а дальше стали брать понемногу, отчасти наугад, пока как минимум один из молодогвардейцев не выдал всю организацию.

Не пощадили никого. Массовые казни начались 15 января – искалеченных пытками подростков и взрослых коммунистов бросали в почти 60-метровый шурф местной шахты (Донбасс – край шахтёров). Последнее массовое убийство состоялось 31 января. Чуть подольше прожили некоторые лидеры: Олега Кошевого, Любовь Шевцову, Семёна Остапенко, Дмитрия Огурцова и Виктора Субботина расстреляли 9 февраля.

Они не дотянули совсем немного. В ходе Ворошиловградской операции 14 февраля 1943 года в Краснодон вошли войска советского Юго-Западного фронта. Вскоре мир установился и на всём Донбассе. Как тогда казалось – вечный. До следующей атаки нацистов оставалось чуть более 71 года…

Герой России – не Украины

Так кто же предал подпольщиков? Официальная версия есть, но её разделяют далеко не все исследователи, и однозначного ответа не будет уже никогда.

"Молодых гвардий" в нашей исторической памяти две. Одна – юная, наивная, героическая, реальная. Вторая – юная, наивная, героическая, воссозданная Александром Фадеевым в романе "Молодая гвардия", а потом и кинорежиссёрами. Разница между ними общеизвестная и трагична: образ руководителя подполья Виктора Третьякевича. Не выдавший никого герой в реальности – и сломавшийся предатель (по имени Евгений Стахович) в литературе и на экране.

Мы не можем упрекать Фадеева: он оперировал теми данными, которые были известны на момент написания романа "Молодая гвардия" (1946 год). Лишь в 1959 году, во время суда над бывшим полицаем Василием Подтынным было установлено, что подпольщиков сдал только Геннадий Почепцов – его расстреляли за это ещё в 1943 году, но продолжали считать, что в разоблачении "гвардии" виновен и Третьякевич. Виктора реабилитировали посмертно, но звания Героя, как другим лидерам сопротивления, не давали до последнего. Справедливость в отношении Третьякевича была восстановлена лишь указом президента России от 22 сентября 2022 года – за восемь дней до Указа о присоединении Луганской Народной Республики к нашей стране.

(Кстати, досталось и Фадееву – мысль о том, что молодёжь может действовать самостоятельно, была неприятна партийной верхушке, и писателю пришлось в больших количествах добавлять в книгу руководящую роль опытных коммунистов. Он мрачно шутил об этом: "Переделываю "Молодую гвардию" на старую…")

На украинских картах Луганской области вообще нет Краснодона. В 2016 году в рамках негласной национальной программы реабилитации фашизма Верховная Рада переименовала город в Сорокино – чтобы стереть саму память о молодогвардейцах. В городе Краснодоне Луганской Народной Республики над этим решением только посмеялись. Но запомнили.

В переводе на украинский

Почему же новым украинским властям так неприятен подвиг Кошевого, Тюленина, Туркенича, Третьякевича, Громовой, Шевцовой и десятков их товарищей? Одна из многочисленных причин состоит в том, что группа была многонациональной, но все листовки и другие оставшиеся записи сделаны, разумеется, исключительно на русском языке – часто корявом, не всегда грамотном, но русском. Об этом, кстати, стоило бы помнить тем, кто считает Луганскую республику "временно оккупированной территорией Украины".

Через семь десятков лет после казни молодогвардейцев в Краснодон снова пришли люди, намеренные карать за русский язык, за русское сопротивление. И они опять проиграли. Но клепать ложь не прекратили.

Некий журналист Михаил Бублик, после начала событий 2014 года вслед за оккупационной киевской администрацией переехавший из Луганска в Северодонецк, а потом и дальше, ссылаясь на некие "архивы СБУ", утверждает, что почти ничего молодогвардейцы не совершили, а все пойманные полицией под первой же угрозой пыток сдавали всех, кого знали. Задачу развенчать "миф о молодогвардейцах" он, кажется, поставил перед собой с детства: "Я уроженец Донбасса, и когда мне было 12 лет, наш класс ездил в Краснодон. Приехали и смеялись над фильмом "Молодая гвардия", – рассказывал он радио "Свобода"*, включённому в России в список иноагентов.

Трудно сомневаться, что если бы документы, на которые с важным видом ссылается журналист, действительно существовали, Киев непременно обнародовал бы их на весь мир. Но этого не случилось, так что красная цена откровениям Бублика – дырка от бублика.

* * *

Чёрт с ней, с украинской пропагандой. Волнует другое: а если, не приведи Господь, враг придёт на русскую землю, поднимется ли современная молодёжь на её защиту так, как это делали комсомольцы сороковых в Краснодоне и сотнях других городов? Или же предпочтёт позицию невмешательства, заодно сообщая куда следует о слишком активных сверстниках?

Сомнений, честно говоря, много. Не хотелось бы проверять.

Автор: Сергей Кузнецов

* – СМИ, выполняющее функции иноагента в РФ.

Подпишитесь на телеграм-канал Новороссия и узнавайте первыми о главных событиях в Донбассе, России и мире. 

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров