«Зарплаты вообще нет»: рабочие рассказали о ситуации на градообразующих заводах ДНР

Автор: Редакция Новоросинформ

О сложном положении на некоторых градообразующих производствах металлургии Донецкой Народной Республики ИА «Новороссия» сообщало неоднократно. С последнего репортажа прошло чуть более четырёх месяцев, и корреспонденты издания вновь поинтересовались, что изменилось в жизни металлургов крупнейших град

О сложном положении на некоторых градообразующих производствах металлургии Донецкой Народной Республики ИА «Новороссия» сообщало неоднократно. С последнего репортажа прошло чуть более четырёх месяцев, и корреспонденты издания вновь поинтересовались, что изменилось в жизни металлургов крупнейших градообразующих предприятий республики.

По словам рабочих, предприятия законсервированы, а людям по-прежнему не выплачивают зарплату.

«Раньше немного давали, где-то 10–15% от месячной заработной платы. Сейчас с 28 апреля никто ни копеечки, ничего… Зарплаты вообще нет», — рассказывает работник Макеевского коксохима, одного из основных градообразующих предприятий некогда промышленного донбасского города.

Я поинтересовалась, ходят ли они в таком случае на работу.

«Ходим», — ответили мне.

«Кто бесплатный отпуск берёт, кто просто ходит на работу. Человек целый день пробыл на заводе, поставили выход», — рассказала одна из сотрудниц завода.

Женщина добавила, что среди заводчан постоянно распускаются слухи о том, что якобы на заводы ВТС («Внешторгсервис») и собственно Макеевский коксохим войдут какие-то инвесторы. Ещё рассказывают, что заводы могут переподчинить другому собственнику и тогда положение улучшится.

«Это нам говорят года два. Другой инвестор войдёт, ждите, и всё будет в шоколаде. С 1 мая обещали. Потом приходит 1 мая, и нам говорят: пишите бесплатные на 15 дней», — рассказывает сотрудница завода.

На вопрос, выпускают ли они продукцию, рабочие ответили отрицательно. Действительно, никто ведь не платит, какая уж тут продукция.

«Мы продукцию не выпускаем. Мы подсоединены к газу и греем этим халявным газом заводские батареи, чтобы они не потухли. Газ поступает, с этим всё нормально. Это называется горячая консервация», — пояснил один из металлургов.

Рабочие кадры на умирающем производстве постепенно сокращаются. В настоящее время их осталось около 30%. Бесплатно работать невозможно, да и, по сути, негде работать, поскольку производственная жизнь на заводе чуть теплится. Хорошие специалисты выезжают на заработки. Россия большая, и хорошие специалисты везде нужны. На заводе остались лишь те, кто выехать не может по каким-то личным обстоятельствам, да пожилые работники предприятия, которым надо доработать до пенсии.

Многие предприятия ЛДНР, относящиеся к тяжёлой промышленности и некогда имевшие прямое отношение к формированию индустриального облика Донбасса, сейчас испытывают кадровый голод.

По словам рабочих Макеевского коксохима, на предприятии остро стоит вопрос, где брать ещё рабочих, если предприятие заработает.

«Они выезжают в основном в Россию. Наши специалисты высококлассные, и они везде найдут работу. Но вот выиграет ли от этого Донбасс? А сейчас, если мы запустимся, я не думаю, что найти рабочие кадры будет просто», — рассказал старый работник предприятия.

Печально известный ВТС взял под своё крыло 14 предприятий Донбасса. Это крупные заводы, относящиеся к химической и металлургической промышленности: Макеевский коксохимический завод, Макеевский металлургический завод, Ясиновский коксохим и другие. В настоящее время из этого объединения вышли два предприятия: Донецкий металлургический завод, тот самый, успехами которого недавно похвалились донецкие СМИ, и Енакиевский коксохим.

На всех остальных, оставшихся в поле деятельности ВТС, картина аналогична той, о которой рассказали рабочие Макеевского коксохима.

Надо отметить, что на Енакиевский коксохимический завод и Донецкий МЗ пришёл инвестор, ранее организовавший в ДНР сеть торговых предприятий «Геркулес-Молоко».

Возвращаясь к предприятиям, входящим в ВТС, надо сказать, что удручающая картина с фактической остановкой производства вызвала народные протесты. Оно и понятно: никто не будет долго сидеть голодным. Но ладно, если бы ты сам голодал, но если рядом семьи, дети, старики. Ведь многие макеевские семьи — это настоящие рабочие династии, те самые, которыми ранее гордилось государство, некогда именуемое СССР.

Вначале рабочие вышеозначенных предприятий пошли по проторенной дороге. Они писали в прокуратуру, писали жалобы в МГБ, Минтруда.

«Везде абсолютный ноль, — рассказывает одна из заводчанок. — Что прикажете думать?» «Я вот думаю, что это какая-то диверсия, сознательно уничтожается целое производство», — подчеркнула жительница индустриальной Макеевки.

Чиновники ведомств, в которые обращался трудовой коллектив предприятия, подсказывали, что идти надо в республиканский суд и там выяснять все вопросы. Суд, рассмотрев требования рабочих Макеевского коксохима, признал их правоту и выдал решение о том, что надо выплатить металлургам задолженность по заработной плате.

Но здесь возникает одна деталь, которая, по сути, перечёркивает все справедливые решения высшей судебной инстанции ДНР.

Юридический адрес ВТС, собственника металлургических предприятий республики, находится за её пределами, а именно в гостинице славного южного города Цхинвал, в Абхазии. И «достать» компанию оттуда для судебных разбирательств республиканский суд не имеет никакой возможности.

Поэтому до сих пор не произведена оплата декретных, больничных, не говоря уже о задолженности по заработной плате перед металлургами ДНР.

«У нас выходит только минимальное количество людей, которые поддерживают состояние батарей на производстве. Люди говорят: пока не выдадите задолженность по зарплате, никакой работы не будет. Они там сейчас бегают, суетятся, обещают, что войдёт какой то инвестор. Люди требуют зарплату и ничему не верят», — рассказали рабочие.

В рамках законодательства Донецкой Народной Республики за невыплату зарплаты больше двух месяцев грозит уголовная ответственность. И так действительно бы произошло.

Просто здесь возникает проблема. Во всех отписках чиновники ведомств, куда обращались заводчане, ссылаются на тот факт, что предприятия, оказывается (!), не находятся в подчинении республиканских властей. То есть, другими словами, государство не может влиять на организацию, на тот самый ВТС, который курирует опасные технические производства ДНР и адрес которого находится в Абхазии.

Рабочие рассказали, что сейчас на Ясиновском коксохимическом заводе сложилась опасная в производственном отношении ситуация. На заводе остановлена так называемая газодувка, то есть устройство (турбина), предусматривающее дальнейшую транспортировку газа. Надо провести его реконструкцию, прежде чем запустить, в противном случае это может грозить возникновение серьёзной аварийной ситуации.

«Чтобы её запустить, надо целый цикл. В противном случае будет искра и взрыв. Давно турбину ремонтировали, а сейчас никто из руководства не может взять на себя ответственность по запуску турбины. Денег на это нет», — рассказали заводчане.

Понятно, что, если денег нет на реконструкцию агрегата, никто не будет рисковать жизнью людей, посёлка, если произойдёт авария по причине устаревшего оборудования. К слову, в реконструкцию крайне изношенного заводского оборудования не вкладывалось ни копейки.

Таково положение дел. При этом возникают неудобные вопросы. Первый: как так получилось, что крупнейшие заводы республики существуют как бы отдельно от государства, в некоем параллельном пространстве, куда не может дотянуться рука республиканского закона? Рабочие не имеют ответа на этот вопрос. Непонятно также, что будет с многомиллионной задолженностью перед работниками предприятий.

Какие-то слухи ходят, что олигарху Сергею Курченко поставили условия в плане погашения задолженности перед рабочими. И в связи с этим он якобы выставил на торги в Ростовской области свой метизный завод. Но сейчас идёт много подобных вбросов, которыми, кстати, ловко манипулируют недружественные СМИ. Поговаривают об организации на предприятиях каких-то независимых профсоюзов, которые якобы организуют забастовочную борьбу.

Ничего этого нет. По рассказам заводчан, они спонтанно выходили и предъявляли свои требования руководству завода, пока не поняли, что директор предприятия вроде мальчика для битья.

«Он ничего не решает. Снизу на него давим мы, а сверху — его руководство. Вот он и обещает нам без конца… Я уже немолодой, — продолжил рассказ один из ведущих специалистов предприятия. — И знаю, что КГБ раньше контролировал все заводы Донбасса. Я не понимаю, как сейчас МГБ спокойно смотрит на подобное положение дел. Ведь, по сути, этот самый ВТС занимается тем, что провоцирует смуту». «Зачем это делается?» — задал он риторический вопрос.

Многие рабочие считают, что в этом виноваты украинские олигархи Сергей Курченко и Ринат Ахметов.

«У меня ощущение, что сидят с Украины люди Курченко и Рината и занимаются этой схемой. Я не понимаю, как это может быть? Ведь государство платит бюджетникам. Тот же слесарь получает 10-15 тысяч, учительница в школе тоже имеет свои деньги, а мы нет. Получается, мы отделены от государства. Что же, хотят уничтожить целые производства?» — рассказал сотрудник завода.

Хочется гнать мысли о каких-то непонятных чёрных схемах, закулисных договоренностях или даже диверсии внутри республики, но… Как иначе объяснить сложившуюся катастрофическую ситуацию с промышленностью ДНР?

Автор: Наталья Залевская

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров