Рамиль Замдыханов: Война ведется не только в окопах, но и на киноэкранах
Война Донбасса "перетекла" на киноэкраны: в России разгорелись скандалы из-за показов фильмов об украинских карательных батальонах в рамках кинофестивалей. Сорвать показы этих "картин" постарались и российские ополченцы, которые защищали мирных жителей Донбасса от "героев&q
Война Донбасса "перетекла" на киноэкраны: в России разгорелись скандалы из-за показов фильмов об украинских карательных батальонах в рамках кинофестивалей. Сорвать показы этих "картин" постарались и российские ополченцы, которые защищали мирных жителей Донбасса от "героев" фильмов. Донецкий независимый журналист и блогер Рамиль Замдыханов уверен, что важно не проиграть в этой кинобитве.
"Я бы не был столь категоричен в отношении российских кинематографистов. Фильмы о Донбассе они снимают. Вспомним трогательную короткометражку "Невыученный урок 14/41", где в главной роли снималась Яна Поплавская. Фильм вышел почти сразу после начала войны и сумел ухватить очень верную интонацию, что не часто удается кинолентам, да и художественным произведениям в целом, которые рассказывают о событиях, произошедших недавно. В интернете много информации о проекте режиссера Владимира Бортко, экранизирующего книгу Александра Проханова "Убийства городов", тоже посвященную войне в Донбассе. Рано говорить о художественных достоинствах еще не вышедшей на экраны ленты, но имя Владимира Бортко, автора таких фильмов как "Собачье сердце" или "Тарас Бульба", позволяет надеяться на то, что и эта его работа окажется качественной.
Другое дело, что объемы кинопроизводства, количество лент и особенно сериалов, посвященных событиям, происходящим в Донбассе, не сопоставим. По сериалам, кажется, и вовсе "продувают всухую", не могу вспомнить ни одного российского об этой войне.
Почему так происходит – сказать сложно. Возможно, существует мнение, что российское общество не стоит лишний раз беспокоить информацией о боевых действиях, которые, напомним, идут, фактически, у границ Российской Федерации. Вспомним и о том, что в России официально война самопровозглашенных Республик с Киевом трактуется как внутриукраинский гражданский конфликт, а коли так, то почему он заслуживает какого-то особого внимания со стороны местных кинематографистов.
С другой стороны, совершенно не важно, чем оправдывают подобный подход в России, в любом случае он категорически неверен. Живущие в Донбассе хорошо чувствуют, что мир сейчас балансирует на грани большого конфликта. И в этой ситуации усыплять собственное общество, погружать его в негу и беспечность, убеждать его в незыблемости комфорта весьма ошибочно.
Демонстрация фильмов о так называемой "АТО" – это еще одно зримое проявление латентной, а часто не очень латентной оппозиционности, традиционно распространенной среди части российских интеллектуалов. В этом смысле нельзя заблуждаться в том, будто в российском обществе существует некое единое монолитное мнение по поводу происходящего на Украине, в Донбассе или относительно Крыма. Вот, даже возможный кандидат в президенты России Ксения Собчак заявляет о том, что "Крым – украинский". А действующий муниципальный депутат Басманного района Москвы Люся Штейн и вовсе называет людей, сорвавших показ документального фильма о карательном батальоне "Айдар" "мразями из ополчения". При этом важно понимать, что говорят они так не из простого желания озвучить свою позицию по данному вопросу, они обращаются к своим избирателям, у которых рассчитывают найти поддержку и укрепить свои рейтинги.
Люди, поддерживающие такой подход, есть и среди политиков, и среди представителей бизнеса, и среди деятелей культуры. Ради укрепления своих позиций они готовы культивировать в России точку зрения, оправдывающую не только действия украинского государства в целом, но и поступки откровенных преступников из националистических батальонов, противоправные действия которых зафиксированы международными организациями.
Безусловно, можно призывать к тому, чтобы демонстрации подобных фильмов наталкивались на противодействие соответствующих структур. Но гораздо важнее, чтобы сама атмосфера в российском обществе делала невозможной такие показы. Нужно понимать, что война сейчас ведется не только в окопах, но и на киноэкранах. И там тоже важно не проиграть".