Посиделки с Гордоном. Каким пророчествам Ходорковского можно верить, а каким — нет?
-
скриншот передачи «В гостях у Дмитрия Гордона»
К шулерству киевского интервьюера Дмитрия Гордона пора бы привыкнуть, но он периодически выкидывает такие коленца, что всякий раз просто диву даёшься. Например, презентует себя «справжним» (настоящим) украинцем, который точно знает, что у украинцев с русскими нет ничего общего. В прошлые годы этот ч
К шулерству киевского интервьюера Дмитрия Гордона пора бы привыкнуть, но он периодически выкидывает такие коленца, что всякий раз просто диву даёшься. Например, презентует себя «справжним» (настоящим) украинцем, который точно знает, что у украинцев с русскими нет ничего общего. В прошлые годы этот чудесный человек лечил украинцев от всех болезней золотыми пирамидками. Не даром, само собой. Новой взятой высотой для Гордона стало интервью с российским олигархом Михаилом Ходорковским, который признался, что видит в Навальном нового Ельцина, и заявил, что Россия всё равно распадётся.
Любимец публики
Да, там, где Гордон, там время упоительных историй. Часа на четыре. Чем Дмитрий, конечно, рвёт привычные в наше жадное до секунд время форматы в клочья. Но удивительно, что даже в таком устаревшем и растянутом объёме ролики Гордона меньше полумиллиона просмотров собирают редко. Потому как любит сентиментальная южнорусская публика не поспишаючи бачить басни политиков, да слухать интимные откровения артистов. И те и другие идут к Гордону скопом за полумиллионными рейтингами.
Причём не только из ридной неньки к нему в эфир идут, а аж из самой «страны-агрессора», причём, вот чудеса, российские герои гордоновской публике заходят на порядок лучше, чем родные, хуторские. Вот совсем недавно, например, почтеннейшую публику развлекали ужасами на ночь о Сталине и об Иване Грозном от историка Эдварда Радзинского, бард-агро-фолком 1980-х от Вячеслава Малежика и анекдотами из жизни от неспортивного видом спортивного журналиста Василия Уткина. Само собой, гостеприимный хозяин не забывает попросить своих собеседников осудить «путинский режим», к которому он откровенно неравнодушен, аннексию Крыма и агрессию в Донбассе. И надо отметить, что для его собеседников с красными паспортами высказаться на сей счёт нет никакой проблемы, ибо, живя при авторитарном режиме, они все как на подбор храбрые и принципиальные люди и знают, к кому идут. В конце концов, «народная мудрость» гласит: «Идя на интервью к Гордону, будь готов в любой момент крикнуть «Слава Украине!» Особенно если ты дорогой российский гость.
И вот ради одного из таких гостей интервьюер пустился в дальний путь, и опять не в Крыжополь, а прямо-таки, не щадя себя, в самые что ни на есть заголи — в Лондон. В очередной раз, наверное, за собственный счёт, только ради того, чтобы в высшей степени интересного человека своим зрителям показать. В этот раз таким добрым человеком оказался опальный российский олигарх Михаил Ходорковский.
Который, конечно же, стал открытием. Ибо, посмотрев три с половиной часа общения Гордона под ёлочкой (безусловно, общение прошло исключительно по инициативе интервьюера — Гордон же ради интересного персонажа готов за свой счёт хоть в Антарктиду лететь) с этим порядочным, принципиальным, исключительно честным и интеллигентным человеком, отсидевшим десять лет в концлагерях кровавого режима, по сути, ни за что, понимаешь, насколько же это порядочный, принципиальный, исключительно честный и интеллигентный человек. Ради этого, собственно, беседа и планировалась. И уж кому, как не мастеру разговорного жанра, подрабатывающему на полставки в Гаагской прокуратуре, правильно все акценты расставить.
Бессребреник и патриот царской эпохи
Уже практически с первых минут разговора Дмитрий показал себя тонким знатоком новейшей российской истории, заявив о том, что эти странные россияне почему-то называют святые и предельно свободные 1990-е «лихими» и отчего-то (вот же рабское сознание, не то что украинцы!) утверждают, будто это было «страшное время». И Михаил Борисович соглашается, заявляя о том, что «в отличие от Путина Ельцин был настоящим русским царём», умевшим держать власть в железных руках, но при этом оставаться великодушным к своим врагам — защитники Белого дома 1993 года не дадут соврать.
А вот полураспад страны, война, обворовывание народа и его обнищание, разгул криминальных банд, шарлатанских финансовых пирамид, всевозможных магов и гадателей, «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», преднамеренный развал единой державы и отчёт президенту США об этом — это всё, видимо, элементы «великого стиля», понять и постичь который не у всех ума хватит.
И вот на фоне знаковых событий, связанных с великим человеком, «царём», Ходорковский показал себя исключительно державником, принципиальным патриотом, но иногда, правда, жертвой обстоятельств. Например, будучи убеждённым противником СССР, тем не менее в августе 1991 года крутился возле того же Ельцина, а не с ГКЧП. Потому как ну так сложилось: работал советником у человека из ельцинской команды Ивана Силаева. И после провала путча сгоряча из КПСС и вышел, разочаровавшись в главной скрепе СССР, потому что те даже «переворот нормально сделать не смогли».
И против грабительской приватизации Гайдара и его команды, как выяснилось, Ходорковский тоже был резко против, но в залоговом аукционе все-таки участвовал. А куда деваться? Ну любит же тяжёлую промышленность! Зато всеми своими сбережениями участвовал в нём, видимо, последний «Запорожец» заложив (о последнем в интервью, конечно, не было ни слова, но многие представили). Да и, вообще, в отличие от всё того же Путина, который считает, что «деньги играют самую главную роль в человеческой жизни», Ходорковский так совсем не считает.
Правда, на нескромный вопрос Гордона: «Вы миллиардер?» — Михаил Борисович довольно скромно ответил: «Ну кто вам скажет?» И действительно, кто? Сам Ходорковский, похоже, нет, хотя признался, что да, жаден до денег, что уж скрывать. Но Путин — это совсем другое дело.
О чём не догадываются украинцы
И, конечно, в этом милом ворковании двух расчудесных людей, которое всё-таки было явно заказано одним из них для создания вторым портрета честного и принципиального человек в изгнании, много подобных реперных точек. И, зная их природу, понимаешь, что господин Гордон снова впаривает тебе золотую пирамидку. Другое дело, что полумиллионная гордоновская аудитория, переключающаяся на его посиделки с эфиров украинских каналов «Прямой» и «Пятый» и потребляющая их под русских борщ с «Хортицей», полнотой информации по вопросу не обладает. Потому привычно хавает всё, что ей подносят, закусывая галушками.
Например, про убийство мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, на вопросы о котором, по признанию Ходорковского, он вынужден постоянно отвечать. В этом преступлении он, «конечно, не замешан». Это всё подрядчики, которым Петухов, оказывается, раздавал деньги вместо того, чтобы платить бюджетникам. А вот он, Михаил Борисович, надёжа простого рабочего человека, начал деньги именно бюджетникам раздавать. И, значит, тогда Петухов взял какой-то заказ, который оплатить не смог, за что и был убит. Но в святые времена так иногда бывало, ну что поделать.
Хотя факты почему-то говорят немного об ином. Например, о том, что Владимир Петухов устраивал голодовку (вот времена были!) из-за того, что ЮКОС не платил налоги в краевой бюджет. А вот выплат от Ходорковского местные бюджетники припомнить никак не могут и по сей день. И убили принципиального мэра как раз на день рождения Ходорковского, что можно считать подставой, а можно и неуклюжим «подарком» в стиле 1990-х. Во всяком случае, кроме Ходорковского и его системы, иных врагов у Петухова не было — в народе его любили. Кстати, после того как предполагаемых исполнителей убийства — двух бандитов — по традициям святых времён отпустили, их тела позже нашли с пулевыми ранениями. И Михаила Борисовича сие вполне устроило. А вот когда спустя годы за заказ убийства мэра были осуждены люди, руководившие его службой безопасности, то это уже, конечно, был произвол. Полнейший.
И так беседу двух прекрасных мужчин можно разбирать и разбирать. Например, тезис о том, что «Лукашенко сожрут при помощи россиян, но не повесят». Потому что белорусы, как и украинцы, оказывается, «не помнят зла». О чём, видимо, ярко свидетельствуют опубликованные на оппозиционных ресурсах списки правоохранителей с адресами, данными по жёнам и детям с призывами к расправам над ними. А уж про «доброту» украинцев Гордон, офис которого после интервью с Игорем Стрелковым едва не разобрали по кирпичику, сам мог бы свидетельствовать «богато», но, понятное дело, не будет — не тот заказ отрабатывает. Но и без него про «доброту» украинцев можно много чего порассказать: от убийства Олеся Бузины до убитого не осуждённым за это нацистом Сергеем Стерненко парня, от сожжённых в одесском Доме профсоюзов до тех, кого и по сей день ставят на колени и обливают зелёнкой за неправильные слова и мысли в соцсетях.
Или про то, что сам Ходорковский перед президентским помилованием написал Путину письмо, в котором заявил, что не собирается вести политическую деятельность. Но при этом, по его словам, никаких обязательств не давал. И, видимо, поэтому, едва оказавшись за рубежом, занялся политикой путём создания собственных СМИ (и даже пытался банально отжать «Медузу» у Галины Тимченко), соответствующей информационной среды в популярных, преимущественно западных соцсетях и финансированием «токсичных», откровенно антигосударственных и прозападных оппозиционных течений.
Во что верите вы, а во что — мы
И в этом всём, по мнению Ходорковского, нет никакого противоречия. А вот по мнению любого, кто посмотрит это интервью Гордону не под русский борщ с «Хортицей» и галушками, оно есть. А потому нет веры тому, кто утверждает подобное.
Действительно, смешно слушать, зная украинские экономические реалии, слова Ходорковского о том, что «Украина своим демократическим развитием должна показать, что демократический путь правильный». Да, видимо, продажей по дешёвке собственной земли иностранцам; коммуналкой, съедающей треть доходов украинцев; уничтожением базовых производств, таких как «Антонов» и Николаевский судостроительный, и переводом потребления на рельсы импорта до такой степени, что даже сало на украинском рынке теперь преимущественно польское…
И потому нет никакой веры утверждениям персонажа о том, что «бить по Кремлю я готов, по стране — нет»; «я — российский патриот, разоружение России — не ко мне, Россия разоружится, когда разоружится весь мир»; «я не хочу быть президентом, в отличие от Навального».
Были бы вы, Михаил Борисович, действительно российским патриотом, то помогли бы русским Латвии, которых сажают за отстаивание собственной идентичности, за право обучать детей на родном языке, а не спонсировали бы ежегодный гадюшник под названием «Форум свободной России» в латвийской столице, на повестке которого традиционно стоит вопрос о расчленении нашей страны. И не поднимали бы этот вопрос в интервью с Гордоном, говоря, что Россия, скорее всего, распадётся, но на какое-то время, а потом вновь объединится исключительно из соображений экономического свойства. «Только вот какими потерями?» — задаётесь вопросом вы. Хотя, судя по всему, и это для вас не вопрос. И мы задаёмся вопросом: «Сколько ещё русских людей нужно положить, чтобы потешить ваши властные амбиции?»
А вот тому, что «Навальный похож на молодого Ельцина, и это страшно», да, верим. Кому не знать Ельцина больше, чем вам? И если страшно вам, то нам, живущим в России, пережившим ельцинизм, отнюдь не тем, кто не меньше украинцев оболванен эфирами Гордона и «Дождя», тоже страшно.
Страшно, глядя на игры, которые вы затеяли у российских границ вместе со своими западными покровителями. И на игры в её пределах с подзуживанием местных сепаратистов, западников и бездумного молодняка и потрясанием трусами Навального. Понятно, что вы хотите вернуться. В опломбированном вагоне с командой нового Ельцина. Эта ваша надежда. А наша надежда — в том, что Россия не разочарует вас так, как СССР в 1991-м.
Автор: Алексей Топоров