"Муму" по-польски: Варшава сбросила Украину за борт с трактором на шее

  • Муму по-польски: Варшава сбросила Украину за борт с трактором на шее
    Фото: globallookpress.com/Volodymyr Tarasov
Автор: Редакция Новоросинформ

Между Варшавой и Киевом нарастает напряженность, связанная с наличием украинского зерна в Польше. Братская любовь сменилась взаимными обвинениями во всех возможных грехах, даже угрозами заблокировать Киеву интеграцию с ЕС. Какая кошка пробежала между вчерашними соратниками, почему Анджей Дуда сравнил Украину с утопленником и при чем тут польские фермеры – на эти вопросы искал ответы корреспондент Новороссии Давид Худжец.

В Польше правит консервативная партия "Право и справедливость" – настолько консервативная, что в дни ее продвижения к власти на Западе ее называли "фашистской организацией". Она решительно выступает против наплыва нелегальных мигрантов, отстаивает христианские традиции, ставит на первое место суверенитет своей страны. Есть только одно "но". "Право и справедливость" была такая только перед выборами, когда именно таких действий ждали избиратели. Конечно, обо всем обещанном любая партия забывает сразу после выборов.

Потоп из украинских беженцев, проблема зерна, поддержка Украины - вот темы появились после выборов. И польское правительство ответило на эти проблемы в соответствии с политикой ЕС. Правительство согласилось фактически впустить украинское зерно, приняло миллионы украинцев и даже наделило их особыми привилегиями. Не поднимали тему эксгумации жертв Волыни, не нападали (хотя бы словом) на Киев - даже делали из него "святого мученика", впустили наибольшее в истории страны количество мигрантов из Африки и Ближнего Востока.

Но возникла большая проблема – циклическая катастрофа, иначе говоря "парламентские выборы". Качинский, лидер партии, прекрасно понимает, что действия правительства - это совсем не то, чего хотят избиратели, поэтому он начал игру. Примерно за месяц до объявления даты выборов "Право и справедливость" развесило свои патриотические знамена и объявило крестовый поход. Против всех: против Германии, ЕС, мигрантов, и даже против Украины. Особенно против последней, так как она не может дать Варшаве сдачи.

Долгий год украинские цвета были знаменем правительства. Куда бы поляки не посмотрели, там Украина: флаги в автобусах, в офисах, украинская речь на улицах, открываешь холодильник, а там ... понятно что. Конечно, такая ситуация разозлила коренных жителей, которые не намерены повторять судьбу индейцев.

И в правительстве стало что-то гореть. Или у кого-то.

Внезапно выяснилось, что все прежние парадигмы должны быть отменены, но уже немного поздно. Корабль "Права и справедливости" уже начал гореть – пожаром, который запалило само правительство. Страстный порыв любви к Киеву не принес ему ничего хорошего.

Однако, на самом деле, все началось задолго до этого, ещё давным-давно.

Польское сельское хозяйство – борьба за выживание

"Господин премьер-министр! Мы призываем вас, во имя продовольственной безопасности Польши и ЕС немедленно подать срочное предложение в Европейский парламент или Европейскую комиссию о срочном введении 50% таможенной ставки на технические зерновые, рапс, кукурузу, импортируемые из Украины, которые представляют потенциальную угрозу здоровью и жизни людей и животных. Польский народ принял на себя основную тяжесть помощи беженцам из Украины, во время волны беженцев, так же теперь Польша среди европейских стран приняла основную тяжесть помощи Украине в экспорте зерна, а должен был помочь весь ЕС, зерно должно было только транспортироваться через нашу страну дальше в Европу, в порты, откуда оно должно было экспортироваться в голодающие страны”.

Это не часть нового предвыборного видео правящей в Польше партии "Право и справедливость" или пиар польских депутатов, с рикошетом в сторону Киева.

Это часть письма, которое польские фермеры опубликовали во время акции протеста в Грубешове в декабре прошлого года. И таких протестов было очень много, и раньше, и позже. Причем не только в Польше, но и во всем восточном Евросоюзе.

Сотни тракторов проезжают вокруг кольцевых развязок, блокируют движение и пограничные переходы. Блокада железнодорожных путей на маршруте поездов, перевозящих зерно из Украины. "Случайные" сбои этих поездов, высыпание зерна на рельсы "неизвестными". Так выглядел обычный день одного из десятков протестов против ввоза украинского зерна в Польшу.

Польским фермерам есть чего опасаться. В их страну поступает зерно гораздо дешевле, чем их, часто техническое, что, однако, не мешает никому его покупать. Внезапный и неконтролируемый приток украинской продукции ударил по карманам польских фермеров, которые не могли конкурировать в условиях, когда производство их восточных соседей осталось без всякого контроля. Его просто не должно было быть, согласно договоренностям, оно должно было ехать дальше на запад.

Однако этого не произошло.

Мало того, согласно материалам интернет-портала Interia.pl, политики не только не мешали украинским олигархам продавать зерно над Вислой, но, напротив, зарабатывали на этом через собственные компании-прокладки, владельцами которых "чудесным образом" становились их жены, братья и сестры

А польскому фермеру нелегко.

Если мы спросим у жителя Малопольски, сельскохозяйственного района на юге страны: "где 20-30 лет назад были зерновые поля?", тот в ответ сделает широкий жест рукой и скажет: "везде, вплоть до лесов в горах". И это будет правдой.

А потом пришел Евросоюз и работа польского фермера перестала окупаться.

В настоящее время большая часть сельского хозяйства над Вислой основана на субсидиях из Евросоюза и Варшавы. На каждый литр молока или мешка пшеницы доплачивает либо Брюссель, либо польские министерства. И если вспомнить, что польская страна вносит членские взносы в ЕС, то получится, что свою работу фермер по факту оплачивает сам. Только получить субсидии непросто, отказать могут по тривиальной причине: отсутствие запятой в тексте бизнес-плана, или какая-то инспекция установит, что у коровы вымя не соответствуют нормам ЕС.

Да, "стандарты и нормы" брюссельских бюрократов - это та еще история. В таких условиях заработать на хлеб, производя пшеницу, из которой он был сделан, становится делом непростым. А здесь какие-то украинцы продают зерно за треть цены.

Цеп и трактор: традиция борьбы за свои интересы

Польских фермеров не так много, если говорить объективно. Не настолько, чтобы их проблемы становились проблемами всего общества. Тем не менее, у них есть два важных аргумента: сельскохозяйственные инструменты и право голоса на выборах. И то, и другое может навредить политикам.

В конце XX – начале XXI веков в Польше было решено провести реструктуризацию горнодобывающей промышленности. Проще говоря, она составляла конкуренцию странам так называемой Старой Европы – нынешним западным странам ЕС. Планы массового закрытия шахт не понравились шахтерам, которые слишком любили свои привилегии еще cо времен социализма.

Шахтеры решили поехать в Варшаву на переговоры с политиками, а чтобы их голос был лучше услышан, взяли с собой кирки как аргумент. У полиции не было особого желания вмешиваться в такой "почти мирный" марш, и Сейм принял решение выделить гигантские средства на выплату компенсаций шахтерам за потерю рабочего места.

"Где зерно, а где уголь?" - спросит читатель.

Спустя несколько лет польское сельское хозяйство оказалось очень конкурентоспособным. Фермеры из Малопольски или Мазовии продавали продукцию намного дешевле, чем их немецкие или французские коллеги. Дешево, полезно и вкусно - тогда просто никто в стране не перебарщивал с химическими удобрениями.

Естественно, для западных фермеров это стало очень большой проблемой. Для политиков из Берлина или Парижа, в свою очередь, это означало протесты в своих странах. Поэтому в документах об интеграции польского государства в ЕС содержатся соответствующие положения "об ограничении количества сельскохозяйственных предприятий над Вислой, а также о введении различных "норм и стандартов". Чтобы не было протестов фермеров в Западной Европе, протесты был спровоцированы в Польше (и в других странах, которые в то же время присоединились к ЕС).

Польских фермеров было мало, чтобы штурмовать Варшаву, их косы и грабли никто не боялся. Кирка - другое дело. Тем не менее, блокирование дорог, нападения (буквально) на поезда, перевозящие немецкое зерно, охватили всю страну. Однако фермеры сделали то, что политикам больнее, чем удар цепом. Они создали политическую партию.

Андрей Леппер основал "Самооборону" еще в далеком 1992 году, и с тех пор действия "цепом и трактором" завоевывали уважение среди фермеров, и не только. После того, как Польша вступила в Европейский Союз, поляки поняли, что с этой интеграцией что-то не так. Цены начали лавинообразно расти, закрывание предприятий еще больше усилилось, а взамен "по просьбе брюссельских бюрократов" по телевидению на каждом шагу стали говорить, что педофилия и гомосексуализм - это нормально, даже мода такая. В консервативной и католической Польше с такими идеями – только пожелать удачи.

Таким образом, на выборах 2005 года власть захватили три партии, которые заявили, что из Европейского Союза нужно бежать как можно дальше, или хотя бы выставить гусарские полки, которые остановят шквал "норм, стандартов и ползучей гомосексуальности телевидения". Среди партий, захвативших власть, была и "Самооборона", а те, кто вел Польшу в ЕС и НАТО, до сих пор остаются политическим планктоном.

Сформировавшееся "антиевропейское правительство" просуществовало недолго, так как уже в 2007 году состоялись очередные выборы. О событиях, которые привели к этому, мы не будем здесь говорить, нужно только отметить, что "Самооборона" после 2007 года перестала быть важной политической силой, и польские фермеры до сих пор не имеют своего реального политического представительства в Сейме.

Создатель "Самообороны" Леппер день 5 августа 2011 года провел без особых событий - ну, почти. Он инвестировал в свой новый бизнес, разговаривал с друзьями, улыбался, шутил. И в какой-то момент, как утверждает полиция, решил покончить с собой в своем кабинете. За 2 месяца до новых выборов в Сейм.

Банкротство или "русская агентура"

Вернемся к более близким временам. До недавнего времени тема украинского зерна никого не волновала ни в Польше, ни в какой-либо другой стране ЕС. По правде, об Украине мало кто говорил. В самой Польше вопросы, связанные с Украиной, старались не затрагивать. За редкими исключениями, такими как спикер Сейма Мальгожата Госевска, она любила ездить в один из нацистских полков на Украине, а потом рассказывать, какие они "крутые ребята". Сегодня это звучит нереально, еще полгода назад такое заявление считалось бы ложью, но на самом деле это было так. Достаточно упомянуть, что еще до 2022 года в Польше осудили бандеризм и запретили его, а глава правящей партии заявил, что "с такой Украиной дружить не будем".

После начала Специальной военной операции, конечно, все изменилось. Даже для польских фермеров, которые внезапно столкнулись с серьезной проблемой. По решению Брюсселя, через Польшу должно было проходить украинское зерно. На волне энтузиазма поддержки Киева мало кто задумывался о том, какими будут последствия таких действий. А те, кто задавался вопросом, в основном сидели молча, боясь быть обвиненным в "русской агентуре". Как говорили во времена Третьего Рейха: кто нам не нравится, тот русский/еврей, и это философия нынешних польских политиков в одном предложении.

Вскоре выясняется, что зерно и другие сельскохозяйственные продукты из Украины никуда не едут, а спокойно продаются в польской стране. Не чревато пошлинами, производится дешево, потому что без "норм и стандартов” ЕС, а по большей части и непригодно для употребления (техническое зерно). Одним словом, очень дешево по сравнению с польским производством. И получается, что польскому фермеру, у которого "двести кредитов", который едва дышит после времен ковида и борется в  магазине с последствиями инфляции, теперь некуда продавать свою сельхозпродукцию, потому что на складах уже есть украинские аналоги. В таких условиях польский фермер решает стать "русским агентом" и взять дело в свои руки. Точнее в "цеп и трактор", как в старые добрые времена.

По всей стране, от Щецина по Пшемысль, вспыхивают протесты фермеров. Тракторы выезжают на дороги, зерно сыпется на рельсы. СМИ, которые уже начали задыхаться от того, что им приходится все время писать об Украине, как о спасительнице всего мира и хотя бы одной галактики, бросаются на тему протеста фермеров, как голодная собака на кусок ветчины. Очень быстро выходит на свет, что политики правящей партии не только знали обо всем, но и зарабатывали на этом. А к этому еще и усталость от темы Украины, вездесущие "беженцы" из-за Буга, "уважающие" польские законы и обычаи, и приближающаяся годовщина Волынской резни. Масла в огонь начинают подливать сами украинцы своими заявлениями о том, что Варшава обязана помогать Украине, потому что… потому. И точно такая же, хотя и в меньших масштабах, ситуация в Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии.

Фермеры создают партию. Опять

И, возможно, польские политики как-то бы замалчивали тему, вводили дополнительные субсидии (что и было сделано), если бы не то, что фермеры снова решили создать политическую партию. И это уже не шутки, ведь выборы за углом. Победа на выборах в 2005 году досталась трем партиям: "Право и справедливость", "Самооборона" и "Лига польских семей". Первая из них в настоящее время находится у власти, хотя и отчаянно борется за то, чтобы такое положение вещей не изменилось. "Лига" была заменена "Конфедерацией", которая имеет поддержку гораздо более широких социальных групп, чем предшественница. Объявление о созданию аграрной "АгроУнии" - это повторение истории, только на этот раз "Право и справедливость" становиться мишенью, а не как тогда-союзником в борьбе против либералов.

В условиях приближающихся выборов, растущих антиукраинских настроений, спровоцированных правительством антиевропейских лозунгов, а также риска создания новой опасной партии, Качиньский решает сделать шаг, который был предсказуем еще в 2022 году: как минимум ограничить "дружбу" с Украиной, чтобы спасти свой статус. То же самое было и в 2014 году, когда после волны энтузиазма над Вислой быстро забыли о каких-то там запорожских казаках, а после того, как Верховная Рада открыто начала благословить Бандеру и ему подобных, Киев и вовсе стал запретной темой.

Означает ли нынешняя война за зерно кардинальные изменения в польской политике в отношении Украины? Это зависит от результатов выборов. Если "Право и справедливость" победит, то сразу забудет о своих антиукраинских заявлениях, опять начнутся охоты на "непокорных". Просто - так уже было раньше. Но если Качинский не останется у власти, что весьма вероятно, то новое правительство в Варшаве решительно изменит свой курс, хотя бы таким образом, что русофобия перестанет быть "государственной идеологией". Вопрос только в том, удастся ли политикам снова провести маневр быстрой смены знамени по случаю выборов. Поляки видели это уже не раз, и сомнительно, что поверят и на этот раз. Польские политические реалии знают случаи огромных партий, у которых было все - и о которых сегодня уже никто не помнит.

Независимо от результатов выборов, польская сторона не будет блокировать вход Украине в Европейский Союз. Будет ли она принята, зависит от более крупных игроков. В контексте сельского хозяйства, однако, следует спросить, будут ли после возможной интеграции украинские фермеры захватывать европейские рынки, оставляя своих западных коллег с кредитами и нестандартными коровами, заставляя их разводить тараканов (что поощряет Брюссель). Нет, этого не произойдет, потому что в тот момент, когда/если Украина станет членом ЕС, от ее сельского хозяйства ничего не останется. И дело не в военных действиях или "плохих польских панах“, а в "стандартах ЕС". Украинские интересы потопили польское правительство, а брюссельские – утопят Украину.

Автор: Давид Худжец

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров