Азовский гопак
Запуск в действие Крымского моста, который официальные СМИ Украины называли «произведением Мосфильма», всё-таки вызвал в Киеве переполох. Порошенко отдал приказ на задержание российских кораблей, и «пираты Азовского моря» бросились его выполнять. Россия хоть и опоздала с ответом, но он был адекватны
Запуск в действие Крымского моста, который официальные СМИ Украины называли «произведением Мосфильма», всё-таки вызвал в Киеве переполох. Порошенко отдал приказ на задержание российских кораблей, и «пираты Азовского моря» бросились его выполнять.
Россия хоть и опоздала с ответом, но он был адекватным – «Рапторы» приготовились к защите рыбаков, а после заработали санкции на проход торговых судов к Мариуполю. Финансовые потери (сутки фрахта сухогруза водоизмещением до 60 тысяч тонн стоят от 18 до 25 тысяч долларов) стали ощутимыми, и можно было успокоиться, но кураторы Киева увидели в Азовском море очередной плацдарм для эскалации.
Отметим, что четыре года, прошедшие с тех пор, как ополченцы потопили пару украинских катеров, на Азове было относительно спокойно. Потом начались вопли о том, что строительство моста плохо действует на рачков и бычков, словно постоянная стрельба по морю украинскими ракетами с нового военного полигона способствует размножению морской живности.
Попытка вернуть Украине т. н. «вышки Бойко» (две самоподъемные буровые установки «Петр Годованец» и «Украина) тоже была больше информационной. А теперь на Азове жарко, почти как под Авдеевкой, разве что пока не стреляют.
Азовская эпопея началась с поднятого Порошенко, Луценко и Турчиновым шума о том, что Россия готовит десантную операцию на море с целью захвата Мариуполя, Бердянска и Геническа. О морской блокаде Украины завыл и «гиперлупер» Омелян.
12 августа заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука сообщил, что Украина рассматривает силовой сценарий разблокирования Азовского моря. Затем подключились дипломаты. Постпред Украины при ООН Владимир Ельченко сообщил, что Украина будет отстаивать Азовское море. Позже была допущена возможность обращения Киева в Совбез ООН или НАТО с просьбой сопровождения украинских судов в Азовском море, и вот уже президент Джеймстаунского фонда в Вашингтоне Глен Ховард и директор аналитического Центра Дж. Байдена Майкл Карпентер призвали Киев начать активные действия на Азове. Хизер Нойерт из Госдепа заявила, что действия России – не что иное, как попытка дестабилизировать обстановку на Украине.
Характерно, что владельцы проверяемых кораблей к пограничникам России претензий и замечаний не имеют, более того, замглавы МИД Украины Елена Зеркаль отметила, что российские пограничники не нарушают протоколы во время осмотра украинских судов в Азовском море. То есть кризис организован «под заказ».
И вот уже министр Климкин, подтянув великоватые штаны, сообщает, что ситуация с блокировкой Россией украинских судов требует от Украины готовности дать России отпор, о чем Порошенко шептался с главкомом ООС Наевым во время совещания руководителей зарубежных дипломатических учреждений Украины. «Это уже конфиденциальная военная сфера… Это проблема нашей способности дать отпор России в Азовском море, и мы этого должны достичь», – заявил Климкин.
Затем пришло время заявления главкома ВМФ Украины Игоря Воронченко, который сказал, что для «надежной защиты всех рубежей и мирной производственной деятельности в акватории Азовского моря» Киев намерен увеличить корабельную группировку, численность морской пехоты и артиллерии на Азовском море. Это вызвало всеобщий смех. Два сторожевика проекта «Тарантул» (вооружен артустановкой АК 176 и противокорабельными ракетами П-15 Термит) и десятка катеров проектов «Гриф» и «Калкан» с пулеметами «Утёс», скорее, опасны для браконьеров.
Тем не менее 28 августа украинский Генштаб начал «маневры по сдерживанию» «Шторм-2018» с объявленной целью отработки взаимодействия ВСУ и ВМСУ при атаке противника с моря и с воздуха. Учения проходят на Чёрном море, на Азове лишь часть их. Здесь первые маневры прошли в июне и едва не сорвали курортный сезон. Теперь в Приазовье переброшены подразделения морской пехоты, артиллерии и морской авиации. В Мариуполе создается «бригада территориальной обороны», чем занимается городская сумасшедшая из «Самообороны Мариуполя» Мария Подыбайло.
На фоне маневров активизировали свои действия на линии разграничения подразделения 36-й бригады морской пехоты, обстрелявшие Коминтерново, готовность к обострению ситуации объявил «азов-фюрер» Билецкий. Бывший главком ВМСУ Сергей Гайдук говорит, что «малыми артиллерийскими катерами эту проблему не решить», предлагая активно использовать «минные заграждения, минно-артилерийские позиции» и авиацию в борьбе с морскими целями», хотя превращение побережья Азова в минное поле выйдет боком лишь Украине. Потому Гайдук склоняется к денонсации «морских документов» и предлагает разработать новую Морскую доктрину Украины.
Напомним, что проект денонсации Соглашения о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, согласно которому они признаются внутренними водами, изложил комбат и нардеп Сёма Семенченко, который не знает, что соглашение не предусматривает денонсацию, а самостоятельный разрыв будет нарушением Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Потому во время недавнего «Совещания послов — 2018» в Киеве замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль заявила, что ни при каких обстоятельствах власти не намерены разрывать соглашение с Москвой о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. «О денонсации соглашения с Россией по Азовскому морю не может быть и речи – это даст возможность РФ заявить о территориальном споре», – убеждена Зеркаль.
Чем закончится «азовский гопак» Киева? По всей вероятности ничем, ибо военный конфликт с Россией в планах не обозначен, зато сохраняется «возбужденная территория», отвлекающая внимание Москвы. Это даже не пробная лазейка привлечь на Украину миротворцев или натовских охранников кораблей.
Без сомнения, приморская воинственность Киева вписана в рамки предвыборной концепции генералиссимуса Порошенко, которого уже именуют «защитник Мариуполя». Нельзя исключать, что в ВСУ рассматривают возможность «победоносного наступления» и попытки прорыва ВСУ к Новоазовску под прикрытием маневров; так или иначе, украинской артиллерии здесь стало явно больше.
Наконец, в ближайшее время на территории Украины пройдут крупные военные учения при участии подразделений США. 3 сентября стартуют Rapid Trident 2018, в октябре – маневры «Чистое небо — 2018». Американские военные продолжают «расширяться» на восток, а Киев при этом играет традиционную роль исполнителя военно-патриотического гопака.
Александр Севидов