Протоиерей Павел Батарчуков: Украине грозит религиозная война, и она будет похлеще гражданской

Автор: Редакция Новоросинформ

Протоиерей Павел Батарчуков – настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива в Луганске, расположенного в сквере Памяти напротив здания бывшего областного управления СБУ. Именно здесь разворачивались события 2014 года. После взятия здания СБУ митингующими храм оказался практически в центре

Протоиерей Павел Батарчуков – настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива в Луганске, расположенного в сквере Памяти напротив здания бывшего областного управления СБУ. Именно здесь разворачивались события 2014 года. После взятия здания СБУ митингующими храм оказался практически в центре палаточного городка луганского антимайдана. Считается, что ночной набат, возвещающий об опасности с колокольни деревянного храма, помешал украинским спецподразделениям решиться на штурм здания и предотвратил масштабное кровопролитие. Отец Павел рассказал ИА «Новороссия» об опасности новой войны на Украине, значении 1030-летия Крещения Руси и 100-леия убийства Царской семьи.

ИА «Новороссия»: Русская церковь широко отпраздновала 1030-летие Крещения Руси. Вы были участником торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси в Москве. Как, на Ваш взгляд, прошла Русская церковь этот 30-летний путь с начала полноценного возрождения церковной жизни? Оправдались ли ожидания молодого священника?

О.Павел: На торжествах в честь 1000-летия Крещения Руси я был еще не священником, а только студентом Московской духовной академии (МДА). Нас выбрали как делегатов от епархии, которую тогда возглавлял митрополит Одесский, Херсонский, Донецкий и Луганский Сергий. Мы, студенты МДА, были участниками рабочей группы по организации и проведению мероприятий к 1000-летию Крещения Руси. Но не только я был из студентов нашей епархии, а был еще, например, студент МДА Юрчук Михаил, нынешний митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. Ну это так, прелюдия.

Можете себе представить. Нам по 25-27 лет. Это уже такой возраст, когда уже что-то знаешь, что-то видел, к чему-то соприкасался. Прошел период гонений коммунистических против церкви, с которыми мы сталкивались на каждом этапе нашего возрастания – младенчество, отрочество, юность, армия, поступление в семинарию… Это было в какой-то степени вызов коммунистическому обществу, ведь нам говорили, что церковь уже скоро захлопнется, все эти известные дурацкие предсказания хрущевские. И вот перед нами открывается совершенно другая перспектива, окно в совершенно другой мир, как оказалось на 30-летний период вперед.

Мы жили в одно время – прессинг, давление и все остальное, что было не в пользу созидания внешнего для церкви, но очень большая была закалка для верующих людей. Я и по сей день говорю: все-таки когда церковь давили, тогда было лучшее время для качества верующего человека. Это всегда было в истории. До Миланского эдикта 313 года, когда гонения были на христиан, боялись быть христианами. А когда дали свободу – в церковь хлынули все. И появились ереси – кто во что горазд. Поэтому в какой-то степени история повторяется, и нужно открывать учебники, прочитывать, тогда будет возможность видеть кое-что наперед.

За эти 30 лет очень многое изменилось. Те ожидания, которые были у нас, как у студентов, они были на эмоциональном духовном порыве самореализации, желании что-то сделать. И, в основном, именно это, наше поколение, за эти 30 лет восстанавливало закрытые храмы, строило новые храмы.

Нам тогда даже не приходило в голову то, что сейчас есть. Да пророчества были, что будут храмы, золотые купола, будет небывалый рассвет. Мы это слушали от старых священников. В частности, нашей семье об этом говорил о. Феофан Деркульский, отец Антоний Пузиков из Чугинки. Он передал нам Святогорскую икону Божией Матери, и сказал, что когда построите храм, чтобы икона была обязательно в храме. Дал указания, какие акафисты совершать и т.д.  Мы это слушали, думали «ну это где-то когда-то», не при нашей жизни. А это все случилось как раз при нашей жизни. Для моего поколения – это самые лучшие годы. Слава Богу!

ИА «Новороссия»: Казалось бы, все условия созданы для развития церкви, для преобразования общества. Тем не менее, мы видим на Украине сейчас практически начинаются новые гонения. Причем под видом лжеправославия в такой иезуитской форме, с привлечением некоторых церковных деятелей из Стамбула. С одной стороны — идет прессинг церкви, с другой — мы все видели, как 250 тысяч человек вышли на Крестный Ход в Киеве. С чем, по-Вашему, связан новый прессинг? Может, это только начало того, что еще предстоит испытать?

О. Павел: Я уже коснулся того, что надо перечитывать книги по истории. Все в какой-то степени повторяется. Белая полоса, черная. Для спасения души можно в период благоденствия утратить веру, потерять духовные навыки. А некоторые люди в концлагерях спасались, жили и показывали твердость веры.

Что касается Крестного хода в Киеве. Это, в некотором плане, физика такая. Сила действия равна противодействию. Когда власти начинают действовать против церкви, это может вызвать мощнейшее сопротивление.

Ведь в политическом плане, и даже в военном, люди просто замолчали и все. Очень многие не поддерживают, сопят в две дырки, держат дулю в кармане, плюются, проклинают всю эту клику военную киевского режима. А выходить? Ну вот одесские мученики, заживо сожженные, вышли… Они ничего не сделали, только проявили себя. Их жестко сожгли, чтобы запугать всю Украину. Запугали всех, кроме Донбасса. Таких людей, как в Донбассе, на Украине, наверное, много, но они рассеяны.

Давление и гонения на церковь организовывают люди, которые выполняют заказы не украинские. Эти все заказы имеют очень далекую историю. Это — нафталином посыпанные планы об уничтожении Православной Руси.

Нам подсовывали разные суррогаты – то коммунизм подсунут, то демократию. Сейчас вот в качестве суррогата подсовываются лжецерковные проекты. И народ православный, народ божий вышел. Именно то поколение, которое знало, что такое гонения и пережило эти гонения. То есть была получена прививка противодействовать большому злу. Перед революцией (1917 года – прим.ред.) не было прививки – люди жили расслаблено и верили всяким слухам, всяким «басням и хитросплетениям», вспоминая слова апостола Павла. И легко приняли. Купились, проиграли и в крови свою родину утопили. Предав царя, предав веру пошли те же крещенные люди ломать кресты, разрушать храмы.

Сейчас на Украине пытаются сделать то, что сделали когда-то с Россией. Но с начала по кускам, такими «жабячьими стрыбками». Но ничего не получится. Как говорится – если Бог не допустит, свинья не съест. Если это касается веры, люди бросают свои огороды, свои поля и все остальное. Берут тяпки, вилы, косы, чтобы отстоять веру. Отстоят веру – тогда и сохранится государство. Поэтому эти крестные хода, которые приятно удивили нас, православных, они шокировали противников святого Православия и тех, кто торгует автокефалиями и т.д. Люди вышли только лишь по какому-то намеку, что будет автокефалия, и они сказали: «Нет, не надо нам автокефалии». Вот ответ.

ИА «Новороссия»: Недавно прошли мероприятия памяти столетия убийства царской семьи. 100-тысячный Крестный ход в Екатеринбурге, других русских городах. В Луганске «Царский» Крестный ход начался как раз от вашего храма. Насколько эта дата важна и какие главные уроки для русского человека, для православного человека, она несет?

О.Павел: Я уже говорил, что мы живем в такое сжатое историческое время. К чему- то нас просто Господь готовит. Впереди должно что-то произойти такое, что позволит более глубоко оценить опыт истории последних поколений. Вот ХХ век — две мировые войны, столько локальных войн. За ХХ век сколько ушло с лица земли империй, разных геополитических проектов. И это все, практически, на наших глазах.

Мы отмечали столетие этой трагической исторической катастрофы – убийства царской семьи. Мы так не говорили, но оно так случилось – «кровь на нас и на чадах наших». Да, необходимо покаяние. Но не «вечное покаяние», как предлагают некоторые деятели свои проекты. Вечное покаяние о грехах. А о содеянном вечное должно быть исправление. Это звучит как-бы так.  Исправление, покаяние, метанойа – изменение ума.

Так вот мы должны, прежде всего, поменять свой ум. И 100 лет нам было дано историей, Богом, чтобы мы могли сделать какой-то анализ, изменить отношение, чтобы мы могли примириться, закончить вражду белых с красными и т.д. Не повторять, прежде всего, ошибок. Потому что можно все это логически выверить, а ошибки опять повторять.

Крестный ход в Екатеринбурге возглавлял Святейший. В каждом городе эти были крестные хода, как напоминание о трагических событиях 100-летней давности.

В нашем городе тоже, слава Богу, состоялся Крестный ход. Но, к сожалению, было довольно мало духовенства.

Вместе с тем, в Луганске, как мне показалось, народа было даже больше, чем на Луганскую икону Божией Матери (Крестный ход в честь Луганской иконы Божией Матери – прим.ред.). При том, что никакого админресурса не было.  Это было действительно народное шествие. Которое мне напомнило многотысячные довоенные крестные хода 2012-2013 годов – в честь 400-летия освобождения Руси от поляков и 400-летия династии Романовых.

Поэтому я благодарю Бога, что Крестный ход состоялся, благодарю владыку Митрофана за то, что благословил его.

Крестный ход – это и молитва, и время для размышления, и анализ. Господь ведет и смотрит – кто готов в его царствие войти и в то, которое здесь будет. На Руси будет православный царь – весь мировой ландшафт изменится.

А вот эти противники, хулители святого Православия и Русского мира – Господь их не истребит. Скажет: хотите – живите в интересах вашего выбора. Хотите, чтобы вами управляли вот «эти», которые Европе нравятся, которое раньше обидное было… Вам такие цари нужны – пожалуйста. Вот вам царь – какой-нибудь Роберт и царица – тоже Роберт. Вы заслуживаете таких – живите с такими.

А я не хочу жить с такими. Поэтому мы сами себя определяем, входим в Царствие Божие и в царствие земное. Мы сами себе делаем общину. Мы же сами себе выбираем спутника жизни? И радуемся им, радуемся детьми и т.п. Так и здесь – никто никого не будет загонять. Но царство земное будет устроено Господом Богом, потому что династическая передача управлением государством – это самая ответственная, самая правильная форма правления.

ИА «Новороссия»: Вернемся к ситуации на Украине. Порошенко не раз заявлял, что он навсегда оторвал Украину от России, что это его главная миссия. Получается, что нападки на Православие, война с церковью — это как последний бой. Русский язык практически убрали из школ, СМИ зачищены. Церковь осталась единственным связующим звеном между Киевом и остальной Россией. Можно ли сказать, что сейчас начинается последняя битва за то, чтобы Киев или навсегда оторвать от Русского государства и Православной цивилизации или же с помощью Божьей сохранить?

О.Павел: То, что творят на Украине – это продолжение планов по разделению Святой Руси и уничтожению православной цивилизации.

Вспомним события столетней давности. Австро-Венгрия. Первые в Европе концлагеря для русских – Терезин, Талергоф. Где уничтожали русинов, которые сохраняли свою идентичность в том, что считали себя русскими и православными. Борьба с Русским миром начиналась на дальних подступах. Потом дальше, дальше, дальше…

Теперь киевские нацисты за интересы своих кукловодов хотят сделать, чтобы и Киев был полностью русофобский. А получилось так, что угроза повисла и там, где раньше такое и в голову не приходило – Харьков, Одесса, Днепропетровск. Если бы мы не отстояли свой выбор, то Луганск, скорее всего, был бы там же.

Ведь мы помним, как наши продажные власти, коррупционеры, которые воровали, вся эта шваль… Они же были такими же марионетками и выполняли все, что им говорили. «Где сердце ваше, там и сокровище ваше». А сокровища были за границей. А это самое простое дело, когда человека взять за его самые важные для него средства и смыслы существования.

Господь нас проверяет. Я могу сказать не особо приятные размышления. Лично мои.

Мы причащаемся от единой чаши единого Тела и Крови Христа. И тут же мы на Донбассе получаем снаряды и все смертоносные стрелы, которые частично оплачены православными нашими собратьями с Украины во главе с епископатами, духовенством с тарелками. Могут говорить: «Нас заставляют, на не заставляют, мы прикрываемся, да мы такие, «трошки петляем». Вы «петляете», платите деньги на это проклятое «АТО», на эту проклятую войну, а мы гибнем. Как вы можете ходить и причащаться? Вот как хитро сатана закрутил — повязать кровью наших единоверцев.

Бог судья. Но в какой-то степени Господь судит так, что надо дать ответ и здесь, на земле. Поэтому испытания, которые посылаются народу, церкви – это неспроста. Что мешает сказать той же епархии, которая перечисляет на «АТО»: «Мы против войны». Жестко, четко, однозначно. Это был бы еще более серьезный показатель, чем Крестный Ход в 250 тысяч человек. Это миллионы бы сказали – нет! А такое – «тишком ничком, не знаю, хата с краю». Вот он и показатель. А как же. Своим бездействием мы предаем Бога. А это даже не просто действие. Оплачивают войну, убийства братьев во Христе. Вот этого я не могу понять. Для меня этот вопрос риторический, но с такими ответами… За все надо платить, и не только на суде Божьем.

ИА «Новоросссия»: То есть речь идет о некоем компромиссе со злом, как в политике?

О.Павел: Да. Хочешь, чтобы тебя не трогали – давай. Но теперь мы видим, что отсидеться не получится. Тебя повязывают. А люди уже привыкли, что они дают деньги на «АТО». Но подходит момент, что придется выбирать – или храм, или «АТО». Станут забирать храмы? Их и так забирают, сразу все не заберут. А если бы все в кулаке мы были и дружно дали отпор кучке мерзавцев. Вот это было бы уже общество, был бы народ Украины, единый, сохраняющий свою веру. А так говорят одно, а делают другое, вот и получается. Хотят же все жить комфортно, чтобы и на голове блестело, и в кармане блестело и по периметру хозяйства своего чтобы блестело и ехало.

ИА «Новороссия»: Для многих неожиданно прозвучало заявление и.о. главы ЛНР Леонида Пасечника о готовности в случае необходимости защитить православных братьев на Украине. Как Вы думаете, насколько это заявление глубоко и не является ли оно сиюминутным пиаром?

О.Павел: Я несколько раз слушал это заявление. Конечно, телевизор не передает эмоции. Это такой фильтр, через который нельзя прочувствовать, увидеть человека. Если бы я увидел его воочию, то я бы что-то мог понять на необъяснимом эмпирическом уровне, когда человек что-то говорит глядя в глаза. Понятно, что наш глава с опытом работы в спецслужбах — прошел психологические тренинги, практики, но все равно кое-что прочитывается.

Что касается текста, то он смелый, неожиданный. Можно, отталкиваясь от этого текста, строить некие догадки вплоть до конспирологии.

Плюс для меня в его заявлении, это то, что он сказал: «Я, как православный человек». Можно ведь сказать было более политкорректно, как многие. А он заявил именно так, и это не просто так.

В словах нашего главы было предостережение. Дай Бог, чтобы они были услышаны всеми, кто пытается религиозную тему раскрутить в своих нечистоплотных делах, используя свои торгашеские олигархические взгляды на жизнь – купить, продать, завоевать, послать… как олигархи сделали войну. И надо молить Бога, чтобы у нас не зажглась религиозная война. А это будет похлеще, чем гражданская война.

Возможно, Леонид Иванович, как человек из спецслужб, знает какие-то предположения, планы устроить у нас здесь, в Новороссии и на Украине, битву за умы и души людей. Вспоминается ответ Владимира Путина на вопрос Захара Прилепина, когда президент сказал, что если будет испорчен чемпионат мира, то Украина может лишиться своей государственности. Может устами Леонида Ивановича прозвучало нечто похожее? «Если тронете церковь, тогда лишитесь не только государственности, а и еще очень и очень многого».

Мы входим сейчас в иное измерение, иной ландшафт жизни человечества, когда границы уже не имеют никакого значения. Идет переформатирование и обновление человечества, общества, государств и мировосприятия. Мы выходим из состояния потребительства, мы видим, что материализм этот уже не имеет продолжения.

Господь с нами, Господь церковь свою не оставит. Господь сказал: «Созижду церковь мою и врата адова не одолеют ее до скончания мира». Поэтому кто хочет сам себя обнулись, пусть поднимается против церкви. Сколько таких было буйных голов, и где они? Они канули в историю. Именно канули. И течение исторической реки унесло их, как и все остальное, что сверху плывет в забвение.

А мы, молясь Богу, храня Православие, свидетельствуем о своей вере о своем русском характере, о русской душе, о русском свидетельстве миру, будем идти, держа крест в руках, держа икону. И не крестных ходах, которые совершаются в защиту или в память. А пусть для каждого христианина, для каждого человека, любящего церковь, любящего вообще мир, любящего русскую историю, Русь, каждый наш шаг, каждое наше действие по жизни уже будет тем Крестным Ходом, на котором поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь даровав».

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров