Недавно в Воронеже, столице Черноземья, по решению комиссии по культурному наследию администрации города один из скверов назвали именем известного историка Н.И. Костомарова. Поводом послужило то обстоятельство, что он родился 200 лет назад в Юрасовске Воронежской губернии. Решение это вызвало критику со стороны ряда экспертов и представителей общественности. 

Дело в том, что Костомаров является одним из отцов-основоположников украинского национализма. Так, в украинских учебно-методических пособиях, в которых, как правило, приводятся основополагающие и не подлежащие сомнению оценки, Костомаров оценивается как один из ключевых деятелей украинского националистического движения: «в українському пантеоні борців його ім'я стоїть поряд з іменами Д.Галицького, Б.Хмельницького, І.Мазепи. І вже за ним ідуть М.Драгоманов, М.Грушевський, В.Винниченко та ін. Всі вони неодноразово підкреслювали (подчеркивали. – прим. ред.), що новітня політична історія України починалася з костомарівської «Книги буття українського народу» та Кирило-Мефодіївського товариства». 

Упомянутая "Книга бытия украинского народа", точнее, идеи, сформулированные в ней, "работали" на сепаратистское "украинское движение" второй половины XIX века, "доказывающее", что нет русского народа, что есть великороссы и малороссы-украинцы, что украинскому народу нужен особый язык, особая версия истории, особая литература и пр. При этом ранние украинские националисты сами неоднократно признавали, что украинский народ, его язык, версию истории, литературу и пр. еще предстоит создать из "этнографической массы" (произошло это позже, в XX веке, стараниями большевиков, но этой темы, несмотря на ее исключительную важность, мы здесь касаться не будем). 

Вот цитата из костомаровской "Книги буття українського народу": 

"Украина будет независимою Речью Посполитою в союзе славянском. Тогда скажут все языки, показывая рукою на то место, где на карте будет нарисована Украина: «Вот камень, который отвергли строители, сделался главою угла". 

Выдвигая в качестве основной программной цели в 40-е гг. XIX века создание независимой республики Украины в составе химерического "славянского союза", Костомаров выступал за развал Российской империи, которая была унитарным государством. Это и есть украинский национализм, и Костомаров был его ярчайшим и крупнейшим представителем на начальном, так называемом "украинофильском", этапе. 

Немалую роль в создании сфальсифицированной версии украинской истории сыграли и такие работы Костомарова, написанные в 1861-1862 гг. как «Черты южнорусской истории», «О федеративном начале древней Руси», «Две русские народности». 

Наиболее крупный фальсификатор русской истории, перелицевавший ее в «украинскую», М. Грушевский фактически шел по стопам Костомарова. Игнорировать все эти обстоятельства невозможно. Как минимум, Костомаров — фигура весьма противоречивая. Невозможно сейчас по-прежнему безмятежно воспевать основоположников украинского национализма и представлять их как адептов "дружбы народов", как это делалось в советский период, когда украинский национализм и русофобия Т. Шевченко и его соратников попросту замалчивались или ретушировались. Сейчас это будет в лучшем случае проявлением невежества и беспамятства. При этом еще раз подчеркну: я категорический противник каких-либо запретов в научной сфере, я, напротив, призываю к более глубокому и тщательному изучению деятельности Костомарова, изданию всех его произведений, как в националистический период его деятельности, начиная с Кирилло-Мефодиевского общества и сотрудничества в журнале "Основа", т.е. в 1840-1860-е годы, так и в поздний, "малороссийский", в 80-е годы, когда он во многом пересмотрел свои взгляды, особенно в "Мазепе" и "Богдане Хмельницком". 

Более того, я бы особо акцентировал внимание как раз на этом пересмотре, как весьма актуальной теме. Говоря образно, есть два разных Костомарова: основоположник украинского национализма и поздний Костомаров — адепт малороссиянства, которое в самое последнее время из политических соображений стараются (как мне кажется, безуспешно: «поезд уже ушел») противопоставить воинствующему украинскому национализму бандеровского образца. Насколько сейчас в типичном русском городе Воронеже своевременно увековечивать память основоположников раннего украинского национализма — вопрос, как мне кажется, риторический, в свете трагических событий 2014-2017 гг. на Донбассе. Там от рук украинских националистов к настоящему времени погибли тысячи людей. Русских людей, отстаивающих свою русскую идентичность: свой язык, свою веру, культуру, свое видение истории, своих героев и подвижников. В общем-то, для большинства из них Шевченко и Костомаров — не их герои. 

Автор: А.Ю. Минаков, д.и.н., профессор


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».

Добавьте ИА «Новороссия» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте новости оперативно!

Поделитесь ссылкой в соцсетях:

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!