Благая новость в виде церковного анонса приходит из Украины.

В июле 2017 года во всех епархиях Украинской Православной Церкви состоятся торжества по случаю 25-й годовщины Харьковского Архиерейского Собора и молебны перед почитаемыми чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, которые были явлены в послесоборный период. Все эти святыни доставят в столицу в День Крещения Руси. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Во время пребывания чудотворных икон в епархиях в храмах будут совершаться Божественные литургии, акафисты и молебны Божьей Матери с просьбой о Церкви и мире в Украине.

На первый взгляд любому православному человеку таким новостям можно только порадоваться, или даже умилиться душою. И отчасти это так и есть. Как, например, по видимой части айсберга можно, любуясь красивыми формами и переливами ледяных граней в свете солнца или луны, восхищаться и завораживаться подобным зрелищем. Пока не станет вдруг понятным, что своей нижней скрытой, но более объёмной и мощной частью он вот-вот распорет днище очередного «Титаника». И все любующиеся его красотой начнут судорожные и предсмертные метания в поисках спасения с резко тонущего корабля. Или от жуткой действительности: войны, крови, скорби, потерь, слёз и горя. Ведь ещё не так давно вся (!) бывшая «единая» Украина так же радовалась и умилялась схожими «общецерковными» акциями, молитвенными мероприятиями или Крестными ходами, которые включали в себя тогда и кусочек восставшего, нет, противо восставшего Донбасса. И что?! Где же, и в чём мы можем теперь обнаружить и созерцать «благие результаты» тех умилительных единоверных молитвенных деланий наших?! Братского духовного единства, православной общности одной страны, и т.д. т.п. Любви христианской в конце концов, понимания, взаимного уважения, и мира Христова! В душах наших. Ау, где ты наша «высокая духовность», «триумфальное возрождение традиций православных» и прочая, прочая, прочая?

Поэтому хочется просто в связи с подобными новостями из Украины озвучить уже наконец-то вслух хотя бы несколько простейших и недоуменных вопросов. По детски. От лица скромного чада родной своей Церкви Православной. Той же самой Церкви, которая анонсирует такие благие акции. Но вопросы, которые скопились и вызрели, или перезрели даже за последние три года, у сотен тысяч душ здесь в Донбассе. Без преувеличений! А может даже и у миллионов людей. И в той же Украине в том числе. Так как, те пресловутые 70-80 % православных крещёных людей в Донбассе (т.н., «номинальных христиан»), как нигде на Украине, и уж тем паче в благополучной России, смогли за время войны на своей земле обострить для себя до предела натянутой тетевы вопросы жизни и смерти, смыслов и словоблудных бессмыслиц, веры и безверия, или того самого пустотелого обрядоверия, истинного добра и зла, Бога и … всех подделок «под Бога».

Делать и дальше вид, что такие вопросы не будоражат сознание православных церковных людей, просто нет уже никаких сил. Да, пожалуй, и смысла тоже. Особенно накануне стремительно приближающегося определенного и очевидного рубикона (как провокационной отмашки флажка) этой 3-летней тягомотины, в виде предстоящих президентских выборов в России.

Чем же руководствуется единая (!) Украинская Православная Церковь (в который раз уже к тому же!), проводя подобные акции и напрочь игнорируя при этом около 2-3 миллионов душ своей же паствы?! В чем истинные и глубинные смыслы таких акций на самом деле? Что и как они призваны реально дать народу, пусть даже на территории самой Украины? Только по-честному, по факту, и в контексте всех лет не только войны в Донбассе, но и вообще больше четверти века обретённой свободы для Церкви.

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» [ Мр. 2, 17 ] Так говорил Сам Христос. Хорошо.

Из такой ли исходной мотивации делается акцент в подобных акциях по Украине без Донбасса? По этой причине нам, православным людям половины Донбасса не суждено не святынь этих увидеть, не единства своего духовного ощутить с братьями на Украине, не прикоснуться к единому потоку благодатных молитв «о Церкви и мире в Украине» в общем формате соборного делания?

Почему прошлогодний Крестный ход «о мире» был начат с востока не из Луганска и Донецка, а только из Святогорска? Может быть, на этой земле организаторы «ещё больше опасались», что «сепаратисты и террористы» яйцами будут закидывать нашу родную Матушку — Царицу Небесную Святогорскую? Как это делали «высоко духовные, галичанско-религиозные до мозга костей и свидомые евро-украинцы» на самой Украине по ходу движения шествия. Или кто-то препятствовал категорично такому шагу из числа новых властей местных в провозглашённых республиках?

И от кого должны зависеть вообще решения, где Богородице являть своё заступничество в своих образах и снисхождение обращаться к Ней через них, а где — нет? И ни под каким предлогом. Кто отвечает за это на земле, и почему?

Если это так — то может быть тогда уже пора формулировать более открыто и ответственно такую мотивацию людям? Без недомолвок. Что «более больным и грешным» это гораздо важнее, чем жителям Донбасса. И тем самым больше и ближе приближать их через такую открытость к настоящей и серьёзной духовной работе над собой. К осмыслению истинных и глубинных причин безумия на/в Украине. Что индифферентная или теплохладная масса народная — это и есть самая «благодатная» почва для такого буйного цветения чертополоха националистического, пожирающего Украину. Прежде всего. И более всего. А потом уже идут все соблазны извне влияющие. Или как это вообще делала Церковь во все схожие времена испытаний на Руси? Да и далеко не только у нас на Руси.

Давайте теперь ещё раз пройдёмся по некоторым отдельным и ключевым тезисам этого анонса. Но уже через лёгкую призму озвученных выше вопросов.

Упоминается 2017 год. То есть, 100-летия начала эпохи гонений на Церковь. По поводу чего Синодом РПЦ в Москве в начале года была утверждена целая программа мероприятий на весь 2017 год. С акцентом само собой на увековечивание светлой памяти Новомучеников. Но на Украине ни слова об этой уникальной дате! В лоне единой Церкви, казалось бы. Ни до этого (никак), ни к самой акции применительно, и явно после не планируется. Ни малейшей рефлексии духовной, свидетельствующей о том, что Церковь — это не старый платяной шкаф, в котором складываются и хранятся разные вещи, пока их моль не сожрёт там без свидетелей. Что, на Украине не о чем помнить, не о чем молиться, не о чем людей просвещать, никаких поводов для подобных акций, и не о чем просить Богородицу? Которая по вере самой же церкви взяла на себя особую роль мистического управления на Руси в том же роковом 1917-м. И потому Ей, наверное, тоже типа нет особого дела до Донбасса.

Здесь Украинская Церковь ничего не имеет сказать по данному поводу и отдаёт, ничтоже сумняшеся, целиком и полностью на откуп эту сверх важную тему неонацистским радикалам и властной элите «на крыше» у них. Которые прямо из-под ног церковных подбирают, не напрягаясь, данную тему, и впаривают народу ширпотреб симулянтской и разжигающей ещё больше пожар, — т.н., «декоммунизации». Или как напомнил однажды в Луганске один местный пастырь слова Иоанна Лествиничка по такому поводу — «бес беса лечит». А мы, молча, любуемся этим процессом «самолечения» лукавого со стороны и умиляемся очередными доставками икон Божией Матери.В эту «лечебницу», но без озвучивания диагноза больным.

Акция приурочена к 25-й годовщине Харьковского Архиерейского Собора. При этом ни слова открыто о том, что именно на этом Соборе был по милости Божией поставлен соборным разумом епископата решительный отпор тем процессам развала церковного единства, которые уже тогда пытались коварно, но упорно зачать украинские власти под водительством лисицы Кравчука. Продавливая Филарета к тому расколу, который именно сейчас получает свой карт-бланш и набирает апогей соблазна и давления на весь украинский народ.

Так может быть пора уже не намёками об этом вещать вокруг да около, а говорить более прямо, твёрдо и последовательно? И уж тем более перед Богородицей изливать наши острые нужды о том же. Век ХVIIво весь рост невольно встаёт в первую очередь перед очами духовными в связи со всеми последними событиями на Украине. И время НОВЫХ БРАТСТВ на Южной Руси бьёт в набат уже на самом деле в душах и сознании искренних православных людей. Да вот где только те «князья Острожские», которые без страха и смущения, но с твёрдой мудростью готовы будут принести себя в жертву для такого Общего Дела на этих землях горемычных, заблудших и списанных?

Ну а 3 года войны в Донбассе — это, конечно же, не повод публичный для подобных акций, нет. Хотя, опять же, просим всё равно «о мире» Матерь Божию. Но так «тихонечко», с оглядочкой по сторонам, а то вдруг кто-то не так поймёт, не так оценит, и переиначит наше общение с Небом. И с Царицей Небесной. И нарушит тем самым нашу зону комфорта, — и житейского и духовного.

И что значит молитва «о Церкви»? Кто бы расшифровал точную суть таких прошений ныне конкретно на Украине. Ну понятно, что не в человеческий же и горделивый противовес обетованиям Самого Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» [ Мф. 6, 18] А мы, мол, покруче Господа позаботимся о ней, и чего-то ещё «оригинальненького» у Него испросим в своих молитвах по этой теме. К слову, как метко подмечал отец Александр Шаргунов — «где вы видели, чтобы воротами кто-то наступал в сражениях? Врата — это не наступательное оружие, ад всегда сам только держал оборону, пока Воскресший Христос и её сокрушил навеки». Но тогда что именно будут просить наши братья «о Церкви» в этой акции? Чтобы подавляющее число епископата, по-прежнему отмалчиваясь, не поддерживали открыто нашего Предстоятеля — Блаженнейшего Митрополита Онуфрия в его исповеднических порывах? Подобного тому, когда он ещё с двумя епископами твёрдо не встал в Раде, когда было предложено Порошенко помянуть вставанием павших вояк в «АТО» как героев. «Как могут быть «герои» с одной из сторон конфликта, где брат убивает брата?», — пояснил тогда открыто свою позицию владыка. И что?! Мы где-то увидели-услышали после этого акта слова твёрдой и ясной поддержки из уст его сослужителей епископов хоть откуда-нибудь по всей Украине?! Хоть пол словечка. Так что, об этом, о таком «единстве» будут молиться наши братья и отцы в своих прошениях «о церкви» во время этой акции? Или о том, чтобы церковь держала и дальше печать на своих устах даже в отношении просвещения и истинного духовного вразумления и окормления тех же воинов ВСУ? Которые смоли бы получить ответы на все свои острые смущения и вопросы, и разобравшись по мужски достойно в корнях причинно-следственных связей этого помрачения безумного, как-то приблизились бы чудом к обретению в своих рядах настоящей силы очищения Украины от постигшей заразы. Об этом будут прошения «о Церкви»? Или чтобы она ещё больше безучастно поощряла разжигание конфликта в Донбассе под видом «защиты государства», которое окончательно дискредитировало само себя и ввергает народ в дальнейшую погибель. И настоящую уже войну с Россией. Под злорадное хихиканье Запада за спиной.

Акция собирает эти святыни в День Крещения Руси. Чудесный праздник! Только, опять же, там где народ кровью своей стал вольно-невольно водное крещение запечатлевать и оплачивать, и за обретение своего исторического единства с купелью святого Владимира пошёл даже полу осознанно на свою голгофу — почему-то даже «крошек со стола господ» [ Мф. 15, 27] не перепадает. Вообще ни в чем. А не только в этом вопросе приобщения святынь. Никакой церковной активности делания ни в каких сферах!

Нет ну, правда, ну, где хоть какие-либо шаги и деяния, включая молитвенные акции, которые бы реально высвечивали и формировали серьёзную миротворческую политику и цельную миссию церкви в нашем регионе ДЕЛОМ? В чем, кто, когда и что кто-то делал или делает в этом плане? Где вложения и доброхотные жертвы «православных меценатов-ревнителей» в это богоугодное дело конкретно? В каких проектах? Где прорастание в Духе по факту того маяка настоящего подвига миротворчества Христова, который нам засветили тогда на Грушевского в январе 2014 те три монаха и горстка достойных пастырей и мирян, которые их поддержали? Во всем многомиллионном и «православном» граде Киеве — Матери городов Русских! Без всяких циркуляров, указов, и официозных помп засветили, но в неподдельном духе жертвенности нашего Господа! Ради мира истинного, а не бумажно-словесного. И при приятном потрескивании церковных свечей в комфортном полумраке и уюте храмов и тихих келий. Во время «молитвенных подвигов» наших. (Не путать с теми немногими живыми и скорбящими душами в своих молитвах неустанных (!) и потаённых — похожих по внешней форме с затронутым явлением)

Так куда бы на самом деле пошла сейчас Богородица, или наш любимый Никола-Угодничек, например, если бы им въявь Господь благословил такое явление ныне? О чем здесь вообще говорить можно, если по совести?! Коль ещё при жизни святой Николай останавливал своей дланью решительно и смело занесенный меч палача, и являлся ревностно в защиту невинно осуждённых душ даже во сне самому императору! Да ещё дерзновенно угрожая нестроениями в империи, если тот не проявит достойно справедливость верховного правителя в отношении безвинных страдальцев. А сейчас куда везут святые мощи Николая для поклонения и обращения к нему? Ну, кончено, где они «более всего востребованы и как нельзя остро необходимы» — в Москву и в Питер. Где в десятках (!) храмах годами частицы мощей этого угодника Божьего находятся, но без подобных, само собой пиар-компаний и тематических «ноу-хау» поводов. Типа как реновация, точно, «острей нужна» стала там, где только через 10-15 лет, как было озвучено президентом, советский жилой фонд придёт в такое опасное состояние, в котором УЖЕ находится он сплошь и рядом в глухих провинциях. Что наглядно на днях сам же Владимир Владимирович подтвердил добрым делом в Ижевске. Так и в нашем церковном подходе выходит. Нет, мы, конечно же, искренне рады, я сам лично честно и искренне рад, что люди смогут приложиться там к святыне, и совершить таким образом своё «внутреннее паломничество» к святому в многочасовой очереди, и сам передаю доброй знакомой, чтобы помянула у мощей святителя Николая и меня грешного, и моих родных, но ведь речь совсем не об этом сейчас. Очевидно же. Речь о том — так КОМУ же и КАК помогают Богородица и Святые ? Куда они всегда спешат на помощь, прежде всего, и почему? И о чем ярко свидетельствует всё предание церковное за столько веков. Или куда их тем самым, и для чего «направляет» наша иерархия церковная?

История Донбасса с 2014 года — это гипер лакмус и эксклюзивный тест для ВСЕЙ Православной Руси! Как бы кто не желал прятаться от этого. Как Адам под кустом. И даже для всего Православия в мире, если угодно. Ибо, оказавшись исторически на самом острие стыка в конфликте мировых цивилизаций по пограничной полосе Украины, Донбасс (и отчасти Крым, сам того не ожидая, поставлен был промыслом как внезапная «Брестская крепость», как форс-мажорный пограничник или часовой в дозоре без подготовки на пути активного прорыва 9-го вала последнего наступления царства Антихриста на Русскую землю. Которая по слову того же праведного Иоанна Кронштадтского есть подножие престола Божия на земле. И последний рубеж Правды Божией на ней.

И что? И ничего! Пусть себе там стоит-пыхтит в одиночку, сражается в междоусобной рубке братской, которая вот уже 100 лет тянется смутой бесконечной, мутируя по ходу до ужаса, хоронит детей и стариков погибших от рук душегубцев, юных и ревностных, запутывается дальше в клубках хитросплетений геополитики продажной и сумятицах внутренних противоречий разного толка. И получая ровно столько минимальной поддержки, и то по светской линии, а не церковной, сколько необходимо для подвешенного мучительства региона, но и сдерживания усиления натиска на Россию. Ну а на кого же ещё? Всю! Великую и могучую. Пока остальные части этой «единой» Руси … ну и дальше по объёмному перечню всех новостных лент и благостных анонсов и сытных отчётов. Подобных нынешнему.

Три года войны уже, более 10 тысяч жертв (только официально), больше, чем в Югославском конфликте в разы (!), миллионы покарёженных судеб человеческих, лишений, страданий, горьких обид и разочарований, и всё это ПАСТВА православная единой Церкви Божией. И покажите хоть одну беседу, хотя бы одно интервью откровенное православных журналистов Донбасса со своими Великими Господинами и Отцами! Хоть со Святейшим Патриархом, хоть с Блаженнейшим. Нашим отцам НЕ О ЧЕМ пообщаться по душам в таких условиях за такой промежуток времени со своими же чадами?! Никаких слов утешения, пастырского попечения, да и просто человеческого участия не может найтись у них для этого? Но в прямом и живом контакте само собой с самими людьми. Что это за феномен и проверка нашего духовного родства на самом деле?! Так выражается на деле завет Христа «пастырям добрым души свои полагать за овец» [ Ин. 10, 11]. Может быть, никто и никак просто-напросто и не предлагал никогда таких бесед от самого Донбасса? О, пусть поверит уважаемый читатель, в книгах памяти Божией, то есть навеки уже, запечатлено солёной болью и скорбью такое свидетельство документально перед очами Божьими. И метастазы этого духовного помутнения, включая окружение предстоятелей, ох как глубоки на самом деле. Вот уж где и почему воистину Господь не оставляет шансов надеяться на князей и сынов человеческих, хоть в санах, хоть в галстуках, но сфокусировать и перенаправить всё своё упование сугубо на помощь Неба только! И вопить, вопить к Пречистой и Святым угодникам о ходатайстве и поддержке. Не боясь никого и ничего, не стесняясь, и не чураясь таких простодушных и горячих воплей.

Оригинальная деталь вскрывается в этом анонсе ещё в одном смысле — на акцию будут представлены иконы, обретённые в послесоборный период. То есть, церковью отдаётся честь тем иконам, которые были обретены при различных, но более-менее типовых и житейских обстоятельствах в последнее время в различных локальных так сказать, районах. Но при этом они соединятся с уже давно известными и общецерковно почитаемыми образами Царицы Небесной из совершенно разных уголков Украины. Связуя этим как бы время — историю и пространство украинской земли воедино. На этом общем фоне умиляет участие в акции Касперовского образа из Одессы. Будет ли озвучиваться народу Божиему и всему народу Украины как исторически именовалась земля, которой покровительствует данный образ? И доныне причем.

Однако, среди этого множества икон не будет иконы Явления Луганской Божией Матери. Который по факту можно смело относить к новоявленным образам, так он был написан в 1992 году (как раз в год проведения данного исторического Собора!) лучшим иконописцем тех лет, отцом Зиноном (Теодором) из Псково-Печерского монастыря. Но одновременно (!) он напрямую связан со своим протообразом и … самим Явлением Богородицы ещё в далёком 1905 году одному подвижнику веры, мирянину-аскету (который на то время был сторожем на патронном заводе в Луганске) — старцу Филиппу Луганскому.

То есть, в данном случае мы вообще имеем дело с уникальным мистическим примером Явления Самой Царицы Небесной на русской земле. Которая уже фактом своего Явления, не говоря уже об откровении в нём, засвидетельствовала всему миру, и особенно неразумным потомкам беспамятным, что на Небе уже прекрасно известно, что ждёт эту малую землю Донбасса через 100 лет! И что именно поэтому, в силу того, что все окружающие будут игнорировать тотально скорби и тяготы данной земли в тот период, — то Она Сама будет покровительствовать о ней особым образом. «Я буду этому месту Заступница и Ходатаица перед Богом»! Открыла Сама Богородица Филиппу. А через него всем людям.

И так же неспроста, похоже, отец Зинон в новописанном образе отразил одну деталь события при Явлении в виде золотых 12 звёзд на ночном небе. Которые стали просто невольным предсказанием будущей «линии разграничения» на Луганской земле! Но которые при этом именно потому, что являются звёздами, светящими во мраке, и путеводными в апостольском ключе, то одновременно для нас всех приоткрывают тайну нашего спасения общего через духовное просвещение и единение. Или чудесного превращения линии разделения в мосты и фарватер объединения.

И что?! И опять ничего! Этого уникального образа НЕ БУДЕТ в данной акции на Украине. Такие явные и откровенные свидетельства Богородицы об этой земле и об её избрании для жертвенной миссии не нужны ни Украинской Церкви, ни всей Украине и подавно. «Избранным» должно быть и оставаться только то лукавое и самоубийственное болото ересей, расколов, и человеконенавистнических идеологий и соблазнов, который как смертельно раненый в голову «зверь» Апокалипсиса вновь поднимает свою голову с исцелённой раной. Ну, ничего, получит ещё один ответный удар. От Бога напрямую. И Архистратига Михаила.

Слава Всевышнему Богу, что Он нам послал такого адекватного архипастыря в этом смысле, который хоть и не спешно, но целенаправленно и мудро, а главное — явно искренне и по убеждениям совести работает над тем, чтобы этот образ Матери Божией действительно получил заслуженную оценку со стороны высшего священноначалия УПЦ и стал обще церковно почитаемым образом. Это уважаемый владыка Митрофан — Митрополит Луганский и Алчевский. Который с самого назначения своего на новую кафедру в Луганск в 2012 году стал делом призывать почитать и молиться этому образу Богородицы. И не влиянием своего админресурса начальственного, а личным молитвенным примером и уважением свободного выбора каждого своего клирика или прихожанина. Которые до этого, честно говоря, не особо вообще проявляли ревность подобного почитания как такового. Каждую среду с утра владыка служит молебен перед этим образом в древнем Петропавловском соборе Луганска. Также известно, что в конце прошлого года владыкой был подан рапорт на рассмотрение в Синод о признании этого почитаемого образа Луганщины в масштабах всей церкви. И вот в этом как раз не только нет никакого противоречия ни здравому смыслу, ни совести православной, но напротив, проявляется настоящее смиренномудрие и ревность богоугодная о промысле Божием и воле Его Матери в плане обещанной заботы о нашей земле. А капля, как известно, и камень точит.

Действительно Богородица Сама лучше знает где, когда и как Ей являться, к кому спешить на помощь, и как именно помогать верным людям на земле. 15 марта 1917 года Она во сне одной благочестивой прихожанке повелела обрести новый чудотворный образ Державный, ставший всецерковно почитаемым затем, указав место обретения храм в с. Коломенском. И ведь неспроста именно ТАМ повелела его найти. Так как откровение, явленное православному русскому сердцу в этой иконе, целиком и полностью вписывается в контекст самого места обретения иконы — бывшую царскую усадьбу Коломенского, место начала династии Романовых.

Так и 13-15 июня 1905 года (к слову, ещё за несколько лет до обретения упомянутого Державного образа, но уже в год первой попытки революционной смуты в стране), Она Сама выбрала и человека простого — свидетеля и посредника для людей, и место своего явления в граде Луганске, связав своё откровение именно с предречением будущей (!) судьбы этой земли и её роли в истории нашего Отечества. И Церкви Православной на Руси.

И нас здесь кто-то после этого будет пытаться лишить возможности иметь свои святыни и свои каналы обращения к Владычице Небесной, и припадать к Ней со слёзными молитвами о помощи и заступничестве?! «Приватизируя» подобные возможности без участия жителей Донбасса?! Да не смущается ни один из моих земляков в этом плане отныне! Была бы только по-честному добрая воля, твёрдая вера и ревность всецелого упования на такое заступничество Царицы Небесной. И тогда мы сможем ещё и не такие чудеса узреть. Напромер, когда все эти чтимые иконы чудным образом вдруг обретутся в Луганске и в Донецке! Нежданно-негаданно.

А не так как до этого. Только или по микро частным инициативам таких достойных пастырей как старец отец Илий (Ноздрин) попадает какая-либо святыня к нам для поклонения. Либо по ревности (часто неразумной, к сожалению, и неуместной) отдельных деятелей вообще маргинального типа. И всё. А вся официальная церковная среда, как и вся полнота церковного народа Божьего продолжает в упор не замечать Донбасса и всех его проблем. И своих братьев во Христе. Тупо и банально, или лукаво и «тонко». Кто на что горазд.

А то ещё и пытаться оправдывать своё "лаодикийское" безразличие лукавыми кульбитами типа «не время сейчас для подобных деяний открытых и активных», «не до того, когда идёт гражданский конфликт неоднозначный в Донбассе», «не время заниматься просвещением народа, воспитанием духовным молодёжи», и т.д. т.п. в том же духе и стиле. А вот заниматься зоной своего личного комфорта всегда время при этом!

Совсем недавно автору этих строк в кругу своих единомышленников и соратников в Луганске довелось пообщаться по скайпу с воистину благодатным и благородным исключением из этого повального правила, с пастырем добрым отцом Андреем Ткачевым. Вот уж кому воистину Бог дал с избытком своих даров и ревностного служения о пастве до самых-самых сусек и закутков немыслимых. Не говоря уж о страждущих. Тем паче отец Андрей как никто морально вправе оценивать духовно наши события, исходя из своего богатого личного опыта служения на Украине и в Киеве переломного периода 2014-го в том числе.

Так вот на вопрос о том, что нам постоянно приходится сталкиваться с подобными соблазнами в виде саботажных «аргументов» своих самооправданий бездействия и сидения в кустах, отец Андрей ответил следующее:

«Церковь богословствует не в период мира, а в период войны. Наибольшие всплески богословия происходят в период столкновений, например, Церкви и язычества, когда она уже развилась и выходит из подполья, а язычество умирать не хочет. Происходит конфликт. Вот IV-V век. На этом стыке происходит борьба богословия и язычества, возникают великие святые отцы. Так же Церковь сталкивается с какими-либо опасностями внутри себя скажем с ересями, или извне с мусульманством. Вообще богословие Церкви — оно глубоко реакционное в том смысле, что реагирует, как реакция возникает на вызовы времени. То есть, когда у Церкви всё хорошо и можно сидеть под тёплым солнышком, и чесать репу и рожать богословские темы — это совершенно не естественное занятие. Но когда жизнь тебе ставит странные такие условия, когда возникают новые проблемы, надо там снова выяснять отношения с язычеством, или скажем — воскрешение нацизма, или глобальный сатанизм какого-нибудь «мягкого вида» либеральный, и прочее, прочее — тогда Церковь нуждается в богословии. И тогда нужно высказываться по этим поводам и давать реакцию свою. На основании Евангелия, предания и святоотеческого учения. Поэтому ждать добрых времён для того, чтобы богословствовать может только недоразвитый человек. Этот человек, который в острых условиях не богословствует — он в лучших условиях, тёплых, комфортных, стерильных условиях не то что богословствовать не будет, но он ляжет себе где-нибудь в углу с шезлонгом и шашлыком, и вы его замечать не будете совсем. Ему это всё будет до лампочки потому что. Богословие именно просыпается в период опасности. А если оно в такой период не просыпается — то оно никогда не просыпается«.

Вразуми нас всех, Господи, и пробуди! И помогай нам в этом, Царица Небесная наша!

Александр Гаврисюк, соучредитель Православно-гражданского актива Луганщины.


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».

Добавьте ИА «Новороссия» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте новости оперативно!

Поделитесь ссылкой в соцсетях:

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!