22 ноября 1858 года в одной крестьянской и бедной семье Черниговской губернии родился мальчик, которого нарекли Филиппом.

Ровно через 98 лет, 22 ноября 1956 года для Небесного вечного Царства Христа и Бога нашего родится в тот мир иной ещё одна душа праведника. И человека, угодившего Богу, всей своей жизнью земной. И верой живой. И в благодарной памяти народной к этому времени, и до дня нынешнего, этот человек станет известен как старец, или священнодиакон Филипп Луганский. Об этом особом человеке наше сегодняшнее слово.

«Нет пророка в своём отечестве«, — говорил Сам Христос своим ученикам и всем жителям Палестины. Когда не принимали иудеи Его Благой Вести, как и Его Самого. В тех городах народа Израиля, к которым Он и был послан по сути для Спасения Отцом Небесным. Прежде всего. И тогда Он просто тихо и кротко обходил такие города. И запрещал ученикам Своим осуждать их за противление Его проповеди. И даже укорял их за то, что они готовы были призывать «огонь свести с неба на их головы» [ Лук.9:54 ] Подобно Илье пророку. За такое пренебрежительное отвержение Учителя. Поясняя им, что «не ведаете какого вы духа» в своих порывах ревностных. За правду Его.

Но при этом Сам же скорбел и признавался в сердцах : «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! … и как Я томлюсь, пока сие совершится!» [ Лук.12:49 ]

Так о каком же «огне» для нас жаждал тогда Сам Спаситель ? Если не хотел сводить на нас огонь наказания и вразумления ? За неприятие Его правды и Его Жертвы.

Может быть о благодатном огне милости и света Божьего, которые просвещают тьму невежества наших душ и мрак наших не изживаемых страстей ? И сквозь которые мы просто уже не в состоянии порою приметить и рассмотреть отблеск Божий в образе и жизни тех, кто выпав из общей обоймы земной суеты и пригвождённости к земле, сумел сохранить верность Ему всей своей судьбой до последнего вздоха. И пронёс через всю свою жизнь и подвиги неложную печать свидетельства о своём Творце и Спасителе …

О старце Филиппе народная память сохранила огромное количество живых свидетельств его праведной жизни во Христе, его дарах духовных, и его неподдельной любви к Богу и к людям. Некоторая часть этих преданий людских уже поднята более менее на поверхность нашей нынешней современной жизни. И общих знаний о таком земляке.

Но как и при жизни, так и после ухода в вечность, разом с этой памятью благородной по какому-то непостижимому попущению Божию (или опять по нежеланию человеческому принимать Христа и Его «невместимые» откровения в свои души просто ?…) следом за безмерной благодарной памятью народной об этом угоднике Божием тянется шлейфом какой-то настоящий «хвост», как змея подколодная. Продолжающая шипеть клеветою, злобой и завистью на него, и его жизнь и служение Богу.

И, собственно говоря, что в этих неуёмных стараниях врага рода человеческого может явиться чем-то «новым» для нас ? Когда всё многовековое предание церкви, являвшее нам бесчисленный сонм святых, буквально пропитано массой примеров, когда подобных подвижников и при жизни и после смерти не просто пытались всячески игнорировать, клеймить ярлыками и подозрениями всевозможными, но и вообще порою откровенно гнобили, терзали, и гнали ! И кто ?! Свои же братья, отцы со-пастыри, и весь окружающий мир «ближних».

Здесь достаточно было бы вспомнить в наглядное подтверждение лишь историю прославления столь почитаемого ныне — преподобного Серафима Саровского. На которого и при жизни и после смерти пытались многие умники прицепить какой-нибудь ярлычок. То «неправильной жизни духовной», то «неправильного окормления людей», а то и откровенных упрёков в пре-лести. Самого пожалуй тяжёлого обвинения в церковной практике жизни, и оценке духовного устроения души. Как в лести от диавола внушённой человеку, но в многократном масштабе и потому с приставкой «пре«. И даже уже через десятки лет после смерти отца Серафима, после того, как уже не было наверное дома в царской Росссии, в котором бы к началу ХХ века не нашлось образа этого святого, всё равно вновь и вновь не ослабевали попытки препятствовать его обще церковному прославлению. И всероссийскому почитанию. Как официальному факту признания его святости. И даже после сбора множества свидетельств людских о его небесной чудесной помощи после смерти ( что вообще являлось во все века истории церковной одним из ключевых условий прославления человека в лике святого) находились «начальники церковные», которые в своих рецензиях и вердиктах по поводу таких материалов дерзали ставить оценки: «слишком много чудес» (?!…) Подозрительно, мол. И кто знает, как бы развивался такой процесс официальной канонизации, если бы не знаменитая приписка на полях этих материалов рукой государя Николая II : «прославить немедленно» !

Отец Филипп ещё при жизни стал известен и уважаем далеко за пределами нашего родного Луганска. Массой ручейков человеческих к нему стекались судьбы и души людей с различных краёв. И сам он немалое время жил и подвизался, кроме Луганска, в соседней Ростовской области. И в соседних станицах Елань, Ильинка, что рядом со Станично-Луганским районом. Вольно-невольно, тем самым, наверное связывая пророчески наши братские народы и добрососедские отношения в регионе. В альтернативное и вразумляющее свидетельство тёмному будущему наших брато-раздорных сумятиц и раздраев безумных.

Исцелял (и тела и души), утешал, укреплял в вере людей, предсказывал множество событий грядущих, как в частных судьбах людей, так и касающиеся всей нашей жизни общества. И региона. Творил настоящие чудеса ! Чего только стоит одна история с превращением старого дуба в камень. Который теперь лежит немым, но хлёстким свидетелем рядом с его могилой. На кладбище у автовокзала. Как невероятный презент от Неба в виде «папье-маше». Наперекор всем физическим законам. Которые если и позволяют по факту древесной природе каменеть со временем (нам ли не знать о том в угольном крае ?), то уж точно не в мгновение ока, и не с таким уникальным сохранением форм объёмных. И внешних и внутренних.

Хотя … чудо на то и чудо ! Чтобы именно чистой ВЕРОЙ его воспринимать. А не с помощью пробирок, учё ных диссертаций, и т.п. И Сам Христос после чуда из чудес Своего Воскресения из мёртвых не являлся ни к Пилату, ни к фарисеям, и не давал им Себя щупать для наглядности и «научности» подтверждений. Как тому же апостолу Фоме, в котором напротив видел готовность и честную решимость отбросить все свои сомнения искренние, и воспринять всей душой подвиг ВЕРЫ с возгласом : «Господь мой, и Бог мой !»…

На самом деле это не просто (и не только) было чудом тем дерзким комсомольцам. Которые пристали к Филиппу в те жуткие 30-ые годы гонений на церковь со своими издёвками и глумлением над верой своих же родных предков. Это невероятно ёмкий и символический образ для нас всех, «комсомольцев» ХХI-го, «рыночного», и гипер «плюралистического» времени лукавого. Когда после того, что было «нельзя» — качнуло нас всех в иную крайность — «всё можно и без ограничений«. И нет теперь ЕДИНОЙ истины (и быть не может, типа), и правд у нас не меряно, и у каждого своя, и т.д. Это просто на самом деле наши СЕРДЦА из одряхлевших и поваленных срубов некогда славных предков-«дубов», крепко стоявших на земле под покровом милости Божией, превратились (и превращаются дальше планомерно, упорно, и неприметно) в окаменевшие и глохнущие камни. К восприятию благодати Божией. Его Слова. И коснея дальше и больше в своей не восприимчивости к призыву покаяния. И потому как когда-то Христос упрекал завистливых фарисеев, когда те понуждали Его, чтобы Он запретил младенцам славить Его въезд в Иерусалим на ослике накануне Страстей и Голгофы, — так и нам ныне (духовным потомкам тех фарисеев) говорит в ответ на наше НЕ желание слышать свидетельства о Нём от таких подвижников, как Филипп — «сказываю, что если они умолкнут, то камни (!) возопиют» ! [ Лк. 19, 40 ]

Да даже если просто «механически» или «математически» сравнить банально все живые свидетельства о прижизненных проявлениях благодати Христовой в судьбе старца Филиппа, и его посмертные заботы чудесной помощи о нас, ныне живущих, с аналогичными примерами схожих подвижников веры в иных регионах нашей Родины ХХ века — то волей-неволей возникает просто детское и прямодушное недоумение и вопрос ! Что за феномен ?! Что за парадокс и нонсенс ?! Многие из подобных угодников уже давно и прочно прославлены в лике святых нашей церковью. Подобно тому же Павлу Таганрогскому, например. Который будучи тоже современником, фактически так же, как и Филипп в течении всей жизни был простым мирянином без сана или даже монашеского пострига. Или совсем недавно прославленному простому монаху — преподобному Илие Макеевскому. Вот такая своеобразная «троица Донбасса» неформальных святых и очень простых людей.

А вокруг отца Филиппа по прежнему клубится какая-то пелена буквально мыслимых и немыслимых недомолвок, недоразумений, намёков, дутых и за уши натянутых, клеветнических домыслов, и прочих всяческих туманных напылений. И «непоняток». Которые в итоге либо не позволяют людям с открытым сердцем обратиться к Филиппу Луганскому всей душой, и стоят на пути у таковых всевозможными нагромождениями соблазнов, клеветы, и сдерживаний. Тужась, очернить его образ по максимуму.

Либо, тем самым, тихой сапой позволяют расти паралельно всяческому обрядоверному, искаженному, не адекватному для святоотеческой церковной традиции, или откровенно нездоровому — почитанию старца. И тем самым ещё больше подливать масла в огонь соблазнов. По кругу.

А то и вообще позволяют всевозможным невежественным или недобросовестным активным «деятелям» (как правило, полу-оккультного, или явно аферистского толка) спекулировать откровенно на этом уникальном православном мистическом предании нашей местности. В каких-то своих липово духовных и тщеславных целях. И на амбициях непомерных.

Об этом уже много раз, так или иначе, подмечали наши светские собратья журналисты при попытках приблизиться к правде и разобраться в данной теме. За последние годы. Но, к сожалению, среди них ещё ни разу не встречался более ответственный, и более обоснованный и богословски и канонически подход к этому делу. То есть, с более церковных позиций.

И всё это на фоне просто какого-то «заговора молчания» и необъяснимого выжидания со стороны самой церкви во многом. И церковной журналистики в том числе. В лучшем случае. И если брать по большому счёту.

То есть, да, — есть буклетики краткие, есть одна книжка с определёнными материалами по этой теме ещё 2004 (!) года выпуска, и … дальше — STOP !

И какой-то, трудно объяснимый, и духом не воспринимаемый, крен упорный в сторону того самого магического и ограниченного обрядоверия. Иконки, иконки, «заказы молебнов», навязчивые призывы в часовне на могилке — «просите Филиппа — он обязательно вам поможет в чём хотите»: с деньгами, проблемами вашими, житейскими трудностями, земными благами, здоровьем, и прочим и прочим.

И в принципе в этом может быть и не было бы ничего особо страшного и соблазнительного по факту самих обращений. Искренних если. Филипп ведь сам при жизни ещё говорил : «приходите ко мне на могилку, и просите (или «кричите«, то есть, сугубо молитесь) — и я обязательно вам помогу».

Однако, если бы, опять же, при этом сама церковь не останавливалась на этом, не ограничивалась бы и не зацикливалась пассивно на очередном соблазнительном предоставлении людям «новой православной точки чудесно житейских и бытовых услуг». Типа некоей «монополии чудотворящей». И не попускала бы тем самым вольно-невольно росту соблазнов всяких. В том числе, подобного, поверхностно полу-языческого отношения к глубоко духовному подвигу и благочестивому образу данного святого.

Но именно всеми своими силами, соборным и открыто прямодушным образом раскрывала бы нам всем достойно в нём более всего пример служения прежде всего Самому Христу ! Как Богу Живому. Пример его благоговейного отношения к церкви, к молитве, и самой жизни церковной ! Её таинствам, и достойным традициям. А не всяческим около церковным суевериям.

Да так что потом даже один из самых известных и популярных просветителей в сане сущих в нашем регионе помещает в своём блоге упомянутую, и официально благословлённую (!?…) книгу в перечень деструктивных и вредоносных изданий. (Правда, как только кто-то из читателей обратил на это внимание хозяина журнала — тут же убрал её из списка, сославшись якобы на банальный «недогляд» попадания её в данный список, вроде бы как «случайно» и «по личному незнанию» данной темы. Но это при своей мега информированности о всём, что происходит в церковной жизни Луганщины !? …)

И, собственно говоря, только в таком случае церковь являла бы сама в себе, тем самым, ещё более действенный ПРИЗЫВ к всяческому реальному и активному приближению того исторического момента, когда открытие святости этого человека станет уже ВСЕОБЩИМ ДОСТОЯНИЕМ ! И драгоценным жемчугом не только горстки каких либо «прорвавшихся» к нему вопреки и против течения — ревностных душ. Но настоящим духовным и победным знаменем и «трубой иерихонской» для всего Луганска ! Для всех жителей края, крещёных в Православной Церкви. Да и далеко не только тогда для одного Луганска ! Как о том и предсказывал сам отец Филипп.

То есть, «серебряной трубой», которая разрушит тогда наконец-то «иерихонскую крепость» наших забаррикадированных душ на пути Христа. И которые по глупости и недальновидности своей (духовной — прежде всего) не желают упорно замечать пророка в своём отечестве, и обращаться к нему за живым ходатайством перед Богом. О спасении этих же душ бессмертных, и о благе народного расправления крыльев жизненных. И восстановления всех, некогда преданных, и брошенных на попрание псам, — идеалов священных. Но завещанных нам нашими же предками. Многие из которых к тому же, заметим, своей КРОВЬЮ засвидетельствовали надёжность и спасительность этих идеалов для нашей жизни. И что нет у нас иного пути. На самом деле. Просто. Либо раствориться в имитациях лже-духовной безвестности истории и растущего безбожного мироздания как народ. Либо всё же воскреснуть во Христе всем миром, и восстать из пепла.

Нам всем просто неизбежно предстоит гораздо глубже и ответственней погружаться молитвенно во всевозможное узнавание, переваривание, и осмысление всего, что связано с судьбой этого особого человека в нашем крае. Резко растущее* требование адекватной, и более массовой духовной рефлексии на его жизнь, подвиг, и откровения, полученные им от Бога и Царицы Небесной, очень сильно всплывает буквально на поверхность нашей общей жизни ныне. Из глубин беспамятства «иванов, родства не помнящих». И становится сверх актуальным во всех сферах её. То есть, далеко не только в духовной и нравственной жизни, в том числе.

К слову, стоит отметить очень обнадёживающие и вдохновляющие шаги на этом непростом пути местной специфики со стороны нашего нового правящего архиепископа Луганского Митрофана. Который букваль- но сразу после своего назначения к нам летом прошлого года, уже с осени начал как-то тонко, не навязчи- во и дальновидно, но поступательно и активно призывать своим личным и ревностным примером молить- ся своих клириков и весь народ Божий Луганска к … образу Луганской Божией Матери ! Да, новописанно- му образу в данном случае. Который находится в кафедральном Свято-Петро-Павловском соборе на Камброде ещё с 90-ых. И об этой иконе, тоже кстати, сам же Филипп и предсказывал ещё при жизни. Что, мол, оригинал иконы явления Богородицы ему в 1905 году будет утерян, но позднее будет сделан её список, который станет не менее почитаем, чем оригинал. [ Прим. авт. — Как показали только последние годы уже, на самом деле не то, что утерян, а просто тайно хранился, передаваясь из рук в руки у людей, почитающих Филиппа ещё с тех далёких лет. И чудесно обретенный вновь в 2010 году, аккурат на Луганскую Пасху в июне. Человеком, который знал близко Филиппа, и это именно он сделал известное фото старца с булочкой в руке, и доныне ещё живёт, слава Богу, в Луганске. Но это отдельная история уже]

Так вот, вопрос : но разве появился бы в природе вообще этот образ Луганской Божией Матери, если бы не было в жизни и истории нашего края самого Филиппа ?! И, соответственно, того самого чудесного мистического явления Пречистой ему в канун грядущей и страшной народной Смуты ХХ века ?! Великой Русской Смуты, 100-летие которой стремительно приближается. Вот просто напросто. Как можно воздавать честь просто зафиксированному и материально выраженному случаю мистическому из жизни конкретного человека, и при этом либо лить грязь, либо молчаливо попускать лить другим на САМОГО данного человека ?! Вопрос, как говорится, даже вовсе не риторический. Однако, почему-то до сих пор так и остаётся ещё без достойного ответа на него. И эти ответы предстоит дать нам всем. И возможно очень скоро уже. Но только это тоже уже отдельная тема сама по себе. И труд. Во всей этой непростой истории.

Пока же очень хотелось бы, чтобы наконец-то наш народ обратил своё живое внимание в сторону этого уникального, и в то же время — такого простого, и искреннего в своей вере, человека. В истории нашей земли. И в новейшей истории всей православной церкви. И попытался предпринять хоть какие-то усилия воли, ума и сердца, чтобы через молитвенное обращение к Богу (прежде всего) испросить благодать у Всевышнего. Вразумляющую и просвещающую всякого просящего, в открытии для себя истинной святости этого подвижника Христова. Чтобы наконец-то задумались и осознали мы в конце концов какого невероятно сильного и влиятельного пророка нам всем послал Господь. В лице доброго старца и строгого аскета Филиппа Луганского. Как Небесного стража всей Луганщине.

Может быть предстоящий день его памяти 22 ноября нам всем в этом как-то поможет существенно ? И мы попытаемся всё же принять себе в сердце этого пророка в своём отечестве ? А вместе с ним и через него обрести долгожданную Встречу и с Тем, о Ком он нам всем пророчествовал ! Всей своей жизнью.

Да будет тако, Господи, и … аминь.

А. Н-Л.

*P.S. к статье.

Данная статья составлялась под день памяти Филиппа Луганского ещё в 2013 году. Для одного из ведущих изданий Луганска.

Но по определённым причинам не была опубликовано тогда.

И вот прошло 2 года … Каких 2 года !?

Когда автор писал в статье строки — «Резко растущее требование адекватной, и более массовой духовной рефлексии на его жизнь, подвиг, и откровения, полученные им от Бога и Царицы Небесной, очень сильно всплывает буквально на поверхность нашей общей жизни ныне» — абсолютно никак не предполагал, конечно же, что в самое ближайшее время на это требование духовной рефлексии ужасным и невообразимым образом повлияют «грады» и «смерчи» … И тысячи (!) неповинных и мирных жертв людей, включая стариков и детей. Вся «вина» которых будет заключаться лишь в том, что они пожелали выразить своё единое народное мнение в некогда общей стране. Целым регионом разом. И сугубо мирным образом ! Но в виде своего принципиального несогласия с тем беззаконием, и непринятия того, что произошло в общей столице — граде Киеве в роковом феврале 2014-го.

А когда этот дьявольский джин, выпущенный из бутылки «майдана», переступил откровенно последние рубежи всякой человечности и взаимного гражданского уважения между собой, обнажив свой реальный сатанинский оскал и звериную жажду крови братской (особенно 2 мая в Одессе, и 2 июня в Луганске) — то для всех жителей Донбасса не осталось уже никакого выбора ! Кроме как постараться без всяких явных сил и возможностей защитить свою землю, своих родных и детей, их будущее. И свои священные идеалы предков и памяти павших в той прошлой страшной войне, в которой они сражались на защите своей общей Родины как раз против прямых духовных и идейных вдохновителей и покровителей нынешних «избранных арийцев», но уже титульной нации некогда родной Украины !

… В нашу землю пришла настоящая ВОЙНА !

И народная интуиция луганчан, взрыхлённая огненным плугом скорбей и потерь, на каких-то тонких и чутких глубинах стала волей-неволей улавливать сигналы с Неба — что видать действительно БЫЛО это явление Пресвятой Богородицы нашему старцу Филиппу. И уж там наверху конечно же было видно и известно от вечности и за 100 лет ещё по нашим часам к чему нас всех приведёт непостижимый промысел Божий. И к каким испытаниям страшным.

Неужели же и сейчас мы так беспечно и опасно пренебрежём нашим местным пророком ?! Неужели вновь высокомерно или безразлично/безучастно «под пиво» пропустим мимо своих сердец этот Божий Призыв ?! Который устами своей Пречистой Матери ещё 110 лет назад открыл нам всем Сам Господь через праведную жизнь и чистую веру одного из своих верных угодников на земле.

Которого при рождении в этот мир нарекли родители в честь одного из апостолов — Филиппом …


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».

Добавьте ИА «Новороссия» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте новости оперативно!

Поделитесь ссылкой в соцсетях:

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!