Не прошло и ста лет… впрочем, нет — ровно сто лет как раз и прошло с момента появления картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Сто лет искусствоведы и просто любители черной краскиживописи спорили о смысле квадрата и о том, что хотел сказать миру маляр художник этой своей работой.

И вот, на столетие Черного квадрата тайна наконец-то раскрыта.

Да не одна, а целых три!

Как выяснилось в результате флюорографии исследований, под слоем черной краски скрываются две других картины.

Вообще, гипотеза о картине, скрывающейся под черным квадратом, существовала давно, но раньше считалось, что она там одна. А оказалось — две.

Третья тайна, которая открылась ученым — это надпись, по всей видимости авторская. И надпись эта — хотите смейтесь, хотите нет, гласит — «Битва негров в темной пещере».

Ну как тут не вспомнить старый анекдот:

Отправил Василий Иванович Петьку учиться в художественное училище, через месяц Петька возвращается и говорит, что всему научился. Василий Иванович просит показать. Петька берет полотно и закрашивает черной. «Что это?» — спрашивает Василий Иванович. «Картина» — отвечает Петька, — «Негры ночью воруют уголь».

И вот ведь как оно обернулось — в шутке про картину «Негры ночью воруют уголь» оказалась лишь доля шутки.

Кстати, не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что анекдот родился в среде художников, знавших Малевича и осведомленных, либо подозревавших о секретах Черного квадрата.

Некоторые наверное уже подумали, что я просто шучу или издеваюсь. Вовсе нет. Читайте сами —сообщение Интерфакс.

Специалисты сделали предположение, что Малевич нарисовал свой «квадрат» по мотивам полотна француза Альфонса Алле, написанного в 1882 году и названного «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

Альфонс Алле — французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист. Нарисовав «Битву негров», Альфонс Алле просто пошутил в типичном для себя стиле. Как сказали бы сегодня, потроллил почтенную публику, в первую очередь художников.

Но работа Альфонса Алле, хоть и опередила Малевича, не получила столь широкую известность. Может быть она опередила свое время и мир еще не был готов к тому, чтобы восхищаться супрематизмом, да и понятия такого в конце 19-го века не существовало. И абстракционизм не был в моде.

Может быть все отнеслись к работе Альфонса Алле, известного писателя и юмориста, как к рядовой шутке.

А вот работу Малевича восприняли всерьез. Она оказалась создана в тот момент, когда авангардизм и кубизм вошел в моду, когда появился супрематизм как особая разновидность абстракционизма. Кстати, основоположником супрематизма считается именно Малевич и это тоже сыграло свою роль.

Но откуда тогда взялись два изображения под черным квадратом и в чем их смысл?

Могу предположить, что первоначально Малевич собирался нарисовать нечто более сложное, чем простой черный квадрат, но замысел не удался. Первоначально задуманная картина показалась автору неудачной. Такое бывает, даже у самых больших мастеров. Ну не вышел задуманный мастером изначально каменный цветок. Или вышел, но не так, как хотелось. Другие может быть восхитились бы, а Малевич остался недоволен собой. Нечто подобное было у Ван Гога, когда тот отрезал себе ухо. А Малевич… просто взял и закрасил черной краской неудавшуюся работу. Точнее сразу две работы, неудавшихся подряд. Ну расстроился автор. Может быть настроение было плохое, работа не шла, раздражение накопилось…

Взял и закрасил черной краской предыдущую картину.

А потом посмотрел… да пусть вот так и будет!

Очень абстрактно получилось, очень супрематично. Концептуальный такой квадратик. Наподобие работы Альфонса Алле, только лучше.

В таком виде Малевич и выставил свой Черный квадрат.

А за последующие сто лет искусствоведы и просто любители черной краски живописи напридумывали вокруг картины множество такого, о чем сам Малевич даже и не думал в момент ее появления.

Лично мне нравится следующее объяснение картины:

Черный квадрат символизирует собой завершение эпохи живописи, которая на протяжении веков являлась способом запечатлеть окружающий мир таким, какой он есть — в портретах, пейзажах, натюрмортах. Но с появлением фотографии, которая позволяет быстро и точно зафиксировать мир «как есть», а главное позволяет сделать это каждому, не требуя умения рисовать — функция живописи по изображению реального мира завершилась. И черный квадрат — своеобразная точка в реалистичной живописи, отражающей окружающий мир. Черный кадр, похожий на засвеченную фотопластину.

Согласитесь, красивая интерпретация Черного квадрата.
Очень складная и логичная.

Но! Эта интерпретация появилась уже потом. А в тот момент, когда Малевич закрашивал черным свою предыдущую (неудавшуюся) работу, он скорее всего ничего подобного не имел ввиду. Он был раздосадован, раздражен и наверное просто устал в тот день рисовать.

Вот Гоголь сжег второй том Мертвых душ и этот его поступок вошел в историю. Жаль только пепел не сохранился, а то он тоже наверное выставлялся бы по всему миру и стоил не один миллион, превратившись в некий символ.

А Малевич свою неудачную работу не сжег, не порвал, а ровно и аккуратно закрасил черным. Так появился знаменитый Черный квадрат.

Или, как назвал ее сам автор — «Битва негров в темной пещере».

И в итоге получилось, что права была не армия искусствоведов, породившая за прошедшие сто лет массу трактовок и объяснений Черного квадрата. Ближе всего к первоначальному смыслу картины оказался обыкновенный анекдот про Василия Ивановича и Петьку — современников Казимира Малевича, что характерно.

Субъективная действительность в пересказе Александра Русина


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».

Добавьте ИА «Новороссия» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте новости оперативно!

Поделитесь ссылкой в соцсетях:

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!